Коллективный член Русского географического общества










«Сто чудес Байкала»

Духовные святыни

    Номинация 3. ДУХОВНЫЕ СВЯТЫНИ

    Дорогие друзья! Если вы готовы к поездке на Байкал в случае победы в голосовании, сообщите свои контакты (e-mail, телефон) для связи.



    • БУДДИЙСКИЕ СВЯТЫНИ
    • Один из старейших дацанов России. Основан в 1775 году хоринским тайшой Дамба-Дугар Ринцеевым у с.Алан (ныне – Хоринский р-н Бурятии). Анинский дацан был центром религии, образования, книгопечатания, иконописи, графики, театрального искусства (мистерия Цам) вплоть до своего разрушения в 1930-х годах. После того, как в 1811 году в дацане сгорело деревянное здание дугана, вместо него было построено каменное здание. Этот уникальный памятник архитектуры, созданный местными бурятскими зодчими, последовательно и закономерно отражает поисков, взаимодействий и взаимовлияний строительных и художественных культур различных стран и народов.
      В 1825 г. от Анинского отделился Эгитуйский дацан.
      В первой четверти XIX века Анинский дацан представлял собой квадратный в плане двухэтажный приплюснутый куб, покрытый каменной усеченной пирамидой, завернувшейся двухъярусным фонариком. Кроме большого купольного свода, по углам здания возвышались четыре кирпичных башенки.
      В конце XIX в. вокруг Анинского дацана проживало несколько десятков тысяч человек. Дацан представлял собой большой поселок, центральную часть которого занимал храмово-монастырский комплекс.
      В начале XX века Анинский дацан представлял собой комплекс, состоящий из главного соборного храма-цокчен-дацана и 12 дуганов, не включая храмовые хозяйственные и служебные постройки.
      В храме находилась самая большая в Бурятии статуя Будды Грядущего – Майтрея. По материалам экспедиции 1927 года указывалось, что одно ухо статуи «не меньше роста взрослого человека в натуральную величину».
      В начале 2000-х годов были найдены спрятанные еще в 30-е годы реликвии старого дацана: 350 бронзовых фигурок Будды из 1000, окружавшие статую Будды Майтрея. В высоту они – 10 см., покрыты сусальным золотом. Внутри каждой статуи находится миниатюрный молитвенный барабанчик и лекарственные травы. По мнению лам, им около 200 лет. Сейчас священные бурханы размещены в дугане в Хоринске.
      Монастырь был известен очень сильной философской школой. Одним из выпускников был будущий Пандито Хамбо Лама Даши Доржо Этигэлов, проучившийся там, около 20 лет.
      После революции 1917 года дацан был закрыт. Значительную часть монахов расстреляли. Вплоть до 1950-х годов разрушались здания. В советские времена здания дацана использовались в качестве конюшен, гаражей и т.п.
      Главный соборный храм дацана – Цогчен дуган - стоит на государственной охране с сентября 1971 года, как объект культовой архитектуры Республики Бурятия, не имеющий аналогов по своей планировочной и композиционно-пространственной структуре в буддийском зодчестве других стран.
    • Основан в 1825 году у речки Шулута, у улуса Ацагат в местности Боро-Тонтой (ныне – Заиграевский р-н Бурятии). Территория прихода дацана простиралась от восточных границ города Верхнеудинска, местности Дабата, далее по обеим берегам реки Уды вплоть до реки Кодун. Приход дацана к концу XIX века составлял более 4,7 тысяч человек.
      Дацан располагался в неудобном месте — сырой низине. 14 апреля 1877 года Главное управление Восточной Сибири разрешило строительство новых зданий дацана, на горе, в трёх верстах от старого дацана в местности Энгэр-Тугла.
      На новом месте был построен Цокчен-дуган — главный храм дацана. Трёхэтажное здание сочетало тибетские и китайские архитектурные стили. Первый этаж каменный в тибетском стиле, второй и третий этажи деревянные — в китайском стиле.
      К 1875 году в дацане была 21 икона на ткани, в библиотеке, в главном здании храма имелись 325 томов Ганджура и Данжура и 16 томов сочинения Юм.
      В 1891 году дацан посетил цесаревич Николай, возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память о пребывании цесаревича, на месте, где стояла его палатка, в 1897 году было построено сумэ Цаган-Дара Эхэ. Это было деревянное двухэтажное здание. Оно стало самым большим зданием дацана — длина его стен составляла 14 саженей. В сумэ располагалась школа богословия Чойра.
      В начале XX века было построено здание сумэ Джуд-дуган. Деревянное здание сумэ располагалось на север от главного храма, за оградой монастыря.
      Типография дацана, возникшая во второй половине XIX века издавала 46 наименований книг на тибетском языке, 47 наименований на монгольском языке, а также печатала ксилографические оттиски изображений бурханов и хий морин.
      В 1911 году в дацан переехал вышедший в отставку Хамбо-лама Ч. Иролтуев. После этого дацан стал крупным центром тибетской медицины. Для лечебницы был построен «Мамба-дуган» — небольшое деревянное здание. В 1920 — 1930-х годах был построен лазарет, здание медицинской школы. Здания лечебницы были оснащены телефонной связью. В 1926 году в Ацагатский дацан был передан Атлас тибетской медицины.
      Другим известным учителем дацана является цаннид-хамбо Агван Доржиев, представитель Тибета в России и младший наставник Далай Ламы XIII.
      15 августа 1936 года дацан был ликвидирован постановлением Улан-Удэнского городского совета. Здания дацана использовались для школы-интерната. Были утрачены здания двух сумэ и Джуд-дугана, разрушены монастырские стены, субурганы, перестроены здания «Цокчен» дугана и «Чойра».
      В 1991 году Ацагат посетил Далай-лама XIV. Он освятил место будущего строительства дацана. В 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание построено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена первая служба.
      При дацане в 1999 году был открыт дом-музей Агвана Доржиева. 1 марта 1999 года музею был придан статус республиканского государственного музея.
    • Это центр российского буддизма. Иволгинский дацан – самый крупный буддийский храмовый комплекс в Бурятии. Резиденция XII Пандито Хамбо Ламы, главы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева. История Иволгинского дацана – это история возрождения буддизма. Он был открыт сразу после окончания войны в 1945 году.
      Храмовый комплекс находится у подножия хребта Хамар-Дабан. Особенно красив летом и зимой. Приезжая сюда, чувствуешь, как остановилось время. Нет забот, волнений, лишних мыслей.
      Здесь находится святыня российских буддистов Нетленное Тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итыгилова. Выразить Ему свое почтение, попросить о чем-то важном для вашей жизни можно в дни больших буддийских праздников в Иволгинском дацане. Для Него в 2000-е был построен специальный Дворец.
      Каждый храм дацана уникален по своему назначению. Основные хуралы проходят в главном храме «Цогчен». «Чойрын дуган», посвящен буддийской философии, «Сахюусан Сумэ» – Защитникам буддизма, «Маанин дуган» – Бодхисаттве Сострадания Авалокитешевара (по-бурятски Арья Бала), напротив него находится загон с настоящими живыми косулями (по легенде косули или олени были первыми, кто услышал проповедь Будды), «Майдарин Сумэ» – Грядущему Пятому Будде Майтрея (по-бурятски Майдар), «Ногоон Дара Эхэ» – великой Зеленой Таре, «Дэваажин» – Чистым землям Будд и Бодхисатвам, «Жуд дуган», посвящен Тантрическим учениям.
      Недалеко от храма Цогчен находится здание, в котором растет священное дерево, проросшее от семян Дерева Бодхи, под которым достиг Просветления Будда Шакьямуни.
      Также на территории монастыря располагаются учебные корпуса Буддийского Университета, где учатся студенты-хувараки из разных регионов России, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам. Приемы ведут астрологи, эмчи, священнослужители.
    • Является одним из крупнейших дацанов Бурятии. В 1919 году в долине реки Кижинги была построена и освящена ступа Джарун-Хашор (что на непальском языке означает – «назад пути нет»). В 1937 году Великая ступа была взорвана и разрушена до основания, также как и Кижингинский дацан. 26 сентября 1990 года досточтимый дуглах Римпоче из Непала освятил место, где Великую ступу должны были возродить заново. Новая 12-метровая ступа была восстановлена и освящена в октябре 2001 года. Кижингинская Ступа Джарун-Хашор является аналогом ступы Бодхнатх в окрестностях Катманду, Непал. На тибетском языке название означает «ступа, исполняющая желания».
      Дацан восстановлен в 1991 году в с.Кижинга Кижингинском р-не Бурятии. На территории находится 4 дугана: Деваажин-дуган, Сахюусан-дуган, Маани-дуган и Цогчен-дуган. Главный храм (Цогчен-дуган) двухэтажный каменный, остальные дуганы – деревянные. Ламы получили образование в дацанах Бурятии, Монголии и Индии. Архитектура главного и малых храмов традиционна, отличительная особенность – роспись на стенах, картины, выполненные резьбой по дереву. Также Кижингинский дацан является единственным дацаном в Бурятии, на территории которого возведены по всем канонам, но в современном материале (железобетоне), большие статуи Будды Шакьямуни и Майтреи, имеется дуган в виде пещеры, посвященный средневековому поэту Милорепа, сохранены традиции украшения дацана деревянными резными рельефами. На территории дацана построена гостиница для почетных гостей, рядом устроен небольшой стадион, где по праздникам проводятся традиционные соревнования в силе и ловкости. Внутреннее оформление главного храма также отличается от интерьера остальных буддийских храмов Бурятии. На алтаре главное место занимает скульптура стоящего Будды, по обеим сторонам которого висят две иконы с изображениями других божеств. Рядом расположены священные книги и другие небольших размеров скульптуры. Примерно в центре территории перед Цогчен-дуганом возвышается 7-метровая статуя Будды Шакьямуни, обнесенная восьмигранником-каркасом высотой 8 м. Рядом с главным храмом слева значительно меньших размеров (3 м) статуя грядущего Будды Майтреи.
    • В 1818 году в местности Улан Борогол – в восточной части течения реки Боргол, южнее с. Хилгана (ныне Баргузинский р-н Бурятии) – был сооружен «Хурдын Сумэ» – небольшой дуган. В 1827 году рядом с «Хурдын Сумэ» был построен большой деревянный Цогчен-дуган. В 1829 году ему дали название Борогольский дацан «Гандан Ше Дувлин». В 1837 году Борогольский дацан был переименован в Баргузинский. В 1857-1858 гг. ввиду ветхости зданий было решено перекочевать в местность Сагаан-Нур, где был заново отстроен весь комплекс дацана. В начале XX века Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник, и впоследствии, к сожалению, разрушен.
      В 1990 году был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ с. Курумкан. 15 февраля 1991 года в день Сагаалгана состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. В 2000 году по требованию Министерства юстиции РФ по РБ этот дацан переименовали в Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин». В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3 км на северо-запад от с. Курумкан. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. В 200 м на север от территории Курумканского дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. На ритриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ритритных домиках.
    • Дацан «Дэчин Даржалин» или «Тушита» был основан в 1806 году. Тушита – это чистая земля в буддизме, где находится Грядущий Будда – Будда Майтрея, который должен прийти на землю после Будды Шакьямуни. Кыренский дацан являлся старейшим центром буддизма в западной Бурятии до самого своего закрытия в 30-е годы. Сюда в Кырен ехали верующие со всей Тункинской долины, чтобы провести ритуалы, помолиться на молебнах. В дацане проводились массовые богослужения, хуралы, религиозные обряды на культовых местах – «Обоо» (места поклонения местных жителей). Все святые места были канонизированы.
      В честь столетия основания дацана в 1906 году настоятель Хабил Сыбдэнэй начал издание буддийских священных текстов «Эрдэниин Ганжур», состоящего из 108 томов. Весной 1916 года, в год Огненной Змеи в дацане 482 ламы провели самые важные хуралы Шойро и Шогеной, которые собрали массу народа.
      В 1991 году дацан был возрожден. В настоящее время он является основным храмом буддийской общины Тункинского района, осуществляющим деятельность по поддержке учения и строительству новых культовых сооружений. Главой общины является лама Данзан Хайбзун Самаев, руководитель международного буддийского фонда "Ахаллар".
      Ламы дацана проводят обряды почитания главных святых мест Тункинского района: «Бурхан-Баабай» (Бог -отец) в с.Нилова Пустынь, «Бурин Хан» высочайшая вершина Восточных Саян – гора Мунко Саридак, «Далха», «Хэрэн Тэпхэр» (в горах), «Хон-гор-Уула», «Тамхи Баряаша» (Трубка Мира).
    • Мурочинский (прежнее название - Цонгольский) дацан расположен недалеко от села Мурочи на правобережье реки Чикой, в 60 км на восток от города Кяхта.
      Дацан является первым буддийским храмом - центром ламаизма в Западном Забайкалье.
      В 1741 году в 12 верстах от ныне действующего храма в местности Хилгантуй для проведения богослужений был установлен огромный войлочный шатер, в котором стали проводиться первые службы. В 1758 году здесь был построен деревянный Цонгольский Дацан в составе главного Цокули-дугана и шести малых храмов - сумэ.
      Дацан имеет название "Балдан Брэйбун", что в приближенном переводе с тибетского языка на русский означает "Совершенное собрание плодов" буддийского учения.
      История Цонгольского дацана – одно из самых кровавых пятен в истории Бурятии. В 30-е годы отсюда выгнали лам, увезли в неизвестном направлении. Имущество дацана конфисковали, частично разграбили. Многих лам расстреляли, других сослали на верную гибель в концентрационные лагеря Красноярского края и Колымы. В 50-е годы Дацан был разрушен до основания.
      В июле 1991 года в селе Мурочи состоялось освящение дугана, построенного на месте Цонгольского дацана и произошло это знаменательное событие в дни празднования 250-летия официального признания буддизма в России и пребывания в Бурятии Далай-ламы.
      Новый трехэтажный главный храм дацана начал строиться в июле 1992 года. По своему внешнему виду, архитектуре и размерам этот храм не уступает прежнему. В восстановлении первого буддийского храма приняла участие вся республика. Сейчас в дацане служат 10 лам, закончивших высшие духовные заведения Бурятии и Монголии.
      Монастырский комплекс состоит из трехэтажного каменного Цогчен-дугана. На север от главного храма в 15 м находится субурган «Лхабав» («Нисхождение Будды Шакьямуни со свитой с неба Тушиты»). За субурганом небольшая роща, где на деревьях повязаны хий-морин, хадаки. На юго-восток от главного храма расположен дуган, в котором хранится зеленая лошадь Будды Майтрейи. На юго-запад от главного храма находится дуган, в котором хранится камень, с высеченными на нем молитвами на тибетском языке.
      Недалеко от основного храмового комплекса у священной скалы в местности Ранжур, на которой проявляется молитвенная надпись "Ом мани падме хум", построен Дуган "Арьябала", в котором также проводятся службы. Эта надпись была открыта первым настоятелем Дацана более 200 лет назад, а место стало целью паломничества буддистов из всей Центральной Азии и Забайкалья. Это одно из двух уникальных мест-святынь буддизма в мире, в которых Будда оставил свой знак. Второе такое место есть в Непале. У скалы ныне ежедневно проводятся медитации.
    • По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо.
      Даши-Доржо Итигэлов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. В годы Первой мировой войны организовал госпитали и получил несколько правительственных наград.
      15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).
      Ученики навещали Даши-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигэлова и вновь опускали в могилу. 10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.
      Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов Хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.
      Нетленное Тело находится в специально построенном Благословенном дворце. Дворец является воплощением традиционной бурятской архитектуры, построенный методом народной стройки. Это копия Диважин дугана Янгажинского дацана, «спроектированного» и созданного на личные средства самим Хамбо Ламой Итигэловым. Святыня буддистского мира, «драгоценное нетленное тело» XII хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, обрело свой дом. Выразить Ему свое почтение, попросить о чем-то важном для вашей жизни можно в дни больших буддийских праздников в Иволгинском дацане.
    • Буддийский храм «Римпоче – Багша» построен в 2002 году и находится в районе Лысая гора – одном из самых живописных мест города Улан-Удэ. Основателем монастыря стал досточтимый Еше-Лодой Римпоче, признанный перерожденцем тибетского святого Ело-тулку, тантрийского йогина. В главном здании установлена статуя Золотого Будды, которая считается одной из самых больших в России.
      Перед храмом белеют 8 буддийских ступ – субурганов. Буддисты верят, что обход ступы по часовой стрелке дает многочисленные заслуги и мудрость, очищает от негативной энергии.
      На территории дацана установлен буддийский колокол, на котором отлит текст молитвы. Его вес составляет 700 килограммов, диаметр основания 1030 миллиметров, ударный тон соль мажор. Это первый в России буддийский колокол таких размеров. Любой желающий может позвонить в него. Желательно, ударять в колокол, не раскачивая сильно его язык. Колокольный звук очищает пространство, устраняет все препятствия на пути распространения Дхармы и жизни человека.
      В храме находится 6-метровая бронзовая статуя Будды, покрытая сусальным золотом. Ее отлил известный китайский мастер Гу Ши Юань. Внутри статуи заложены священные реликвии, оправленные Его Святейшеством Далай Ламой: статуэтки божеств Авалокитешвары и Ямантаки, урилы и хадаки – освященные ритуальные шарфы. А также полное собрание Священных Слов Будды «Ганжур» и комментарии к нему «Данжур», привезенные из монастыря Кумбум. Сияние Золотого Будды приносит покой и гармонию.
      Большая статуя защитника Учения Махакалы, изготовленная из цельного куска драгоценного бразильского горного черного хрусталя. Также вы увидите большие чётки весом в 350 килограмм, сделанные из древесины ценного африканского дерева бубинга. Они преподнесены дацану японским монахом Хаяши Хироши.
      Наряду с религиозной деятельностью храм осуществляет обучение всех желающих основам буддизма по специально разработанной для российских граждан программе. В будущем планируется открыть факультеты по философии, тантризму и медицине.
    • Сандаловый Будда (Зандан Жуу) — скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны. Статуя является буддистской святыней и считается единственной, сделанной при жизни Будды (в литературных источниках встречаются упоминания о других прижизненных портретах и скульптурах, но достоверных подтверждений нет). Согласно буддистской традиции считается живым Буддой — его изображения несут благодать. У статуи особая иконография: Будда стоит, с длинными руками до колен, среди цветов и пейзажа, «человеческий» Будда, подобный Будде Майтрея.
      Скульптура обладает особой «магнетической» силой, есть много легенд об этой святыне. Старожилы рассказывают о том, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит ему от чистого сердца.
      Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания в Пекине, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в монастыре, где хранилась статуя, вывезли ее. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре. Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. До 1935 года она находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В смутный период репрессий Сандаловый Будда на долгие годы становится «арестантом» – он хранится в застекленном шкафу на втором этаже Одигитриевского собора в Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея. В 1991 году Сандаловый Будда был возвращен в Эгитуйский дацан (Еравнинский р-н Бурятии). В июле 2008 года состоялось открытие Дворца Зандан Жуу.
      О буддийской святыне известно по всему миру. В Эгитуйский дацан приезжают поклониться паломники из Америки, Индии, Непала, Монголии, Китая и многих других стран.
    • Дацан существовал первоначально как войлочный дуган. Основан сартульскими бурятами на р.Бургалтай в 1769 году, откуда в 1808 году перенесен и поставлен как стационарный храм при протоке р.Гэгэтуй. При дацане находились 5 сумэ.
      До 1884 года дацан представлял собой симметрично расположенный монастырский комплекс: в центре — Цогчен дуган, по 4 его углам — 4 малых храма. В связи с открытием школы цаннит Гунриг сумэ было заново отстроено в больших размерах, перенесено за пределы храмового комплекса и приспособлено для учебного класса. На его месте построили Майдари сумэ, в котором размещалось изваяние одноименного божества высотой в 5 саженей (10,67 метра). В 1909 году вне монастырской ограды на северной стороне появились еще два малых храма, предназначенных для Чистой земли Дэважин и Чистой земли Майдари. Дацан имел свою типографию. Духовной практикой здесь занимались 5 штатных и 280 нештатных лам, 95 учеников цаннитской школы. В Чойра дугане изучали буддийскую философию, периодически проводились диспуты–состязания, выпускные экзамены «дамжаа».
      В 30-е годы прошлого века дацан был разрушен, имущество большей частью разграблено, ламы арестованы, высланы за пределы республики.
      18 октября 1991 года в сюГэгэтуй Джижинского р-на Бурятии состоялась торжественная церемония открытия и освящения основного дацана - 3-хэтажного храма размером 15 на 14 метров.
    • Тамчинский (Гусиноозерский) дацан был основан в середине XVIII века на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Это был один из первых буддийских монастырей на территории современной Бурятии. Более столетия он был центром буддизма в России; в годы расцвета в нем служило 900 монахов.
      В 1741 году он представлял собой большую юрту. В 1750 году был построен первый деревянный храм, к 1848 году в комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В 1858-1870 г.г. был выстроен главный трехэтажный храм. Ежегодно проводился цам - грандиозное религиозное театрализованное представление, на которое съезжались тысячи верующих.
      С 1809 по 1938 год здесь была резиденция Пандита Хамбо-ламы, официального главы буддистов России.
      Божеством – хранителем Тамчинского дацана является богиня Балдан Лхамо.
      К началу XX века Гусиноозерский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центральном прямоугольнике (60 x 70 саженей) размещался главный трехэтажный храм дацана - Цогчен, что означает "дом всеобщего собрания". Его окружали 7 малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка вспомогательных зданий типа русских изб. Среди них выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась высотою в 6 саженей, позолоченная статуя бодхисатвы Майдари, выполненная из дерева бурятскими мастерами. Гусиноозерский дацан был не только религиозным, но и культурным центром Забайкалья. При дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках. В 1938 г. Гусиноозерский дацан был официально закрыт. В настоящее время на месте сохранились только два храма Цогчен и Чойра.
      С 1991 года дацан стал снова возрождаться. Перед входом в Цогчен-дуган можно увидеть легендарный «оленный камень». Его здесь называют Алтан Сэргэ – «золотая коновязь». Оленный камень – памятник бронзового века, его обычно ставили в близи могил ушедших в иной мир вождей. На нем изображены фигурки оленей с птичьим мордами и клювом.
    • Дацан находится в местности Верхняя Березовка, любимое место загородного отдыха улан-удэнцев. Храмовый комплекс основан в 1994 году XII Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым и является его резиденцией. Дацан состоит из нескольких храмов, субурганов, служебных зданий и подсобных помещений.
      Главный храм посвящен божеству – идаму Высшей Тантре Калачакре. Калачакра – колесо времени. Даровать посвящение это учение может только Его Святейшество Далай Лама, Его Святейшество Богдо-Гэгээн Джембзун Дамба Хутухта, духовный владыка всех монгольских народов и еще ряд Учителей. Особенность этой Тантры является то, что посвящения даруются при большом количестве народа. В храме Калачакры («колесо времени» - санскр.), кроме повседневных служб, ежегодно, с 3 по 20 апреля, проводится хурал «Дуйнхор». В дни проведения хурала «Дуйнхор» защитники учения усиливают свое покровительство над живыми существами, способствуют увеличению благодеяний, удлинению жизни, а также накоплению материальных и духовных благ.
      В «Хамбын Хурэ» работает факультет Дуйнхор, монахи обучаются основным канонам Тантры Калачакра, а также искусству создания Мандалы. Мандала – символическое изображение Высшего Мира буддийских Божеств. Во время посвящений ее создают из цветного песка. Это весьма кропотливая работа. После окончания посвящений Мандалу разрушают. Часть оставшегося песка бросают в реку, часть раздают верующим.
      В храме находятся уникальные буддийские реликвии: позолоченная скульптура Будды Шакьямуни, резной трон из кедра, посвященный Далай Ламе XIV, буддийские иконы (танка), посвященные 25-ти Владыкам Шамбалы.
      В Цогчен Дугане храмового комплекса находятся тексты священного «Ганжура». Их привезли из Индии. «Ганжур» – истинное изречение Будды, которое Его ученики во главе с Анандой собирали после Паранирваны (Ухода) Будды из этого мира.
    • Хойморский (Аршанский) дацан «Бодхидхарма» построен в 1991 году в пос. Аршан Тункинского района Бурятии, и является продолжателем истории и традиций Хойморского (Хандагатайского) дацана.
      В 1917 году, по просьбе монахов и мирян Тунки, желавших перенести на новое место тункинский Кыренский дацан, хамбо-лама Агван Доржиев определил место его строительства у подножья горы Мундарга, Тункинских гольцов. По завершении строительства жители окрестных сёл возвели для Доржиева, часто навещавшего дацан, личный дом.
      По настоянию Доржиева, в дацане были введены порядки, позднее получившие развитие в обновленческом движении в буддизме в 1920-е годы. Так, всё имущество дацана было признано коллективной собственностью коммуны монахов (насчитывавшей до 200 человек). Монахи вели собственное хозяйство: сами сеяли хлеб, выращивали картофель и т. п. Помимо обязательной буддийской образовательной программы, в дацане специально преподавался русский язык.
      В 1927 году дацан был закрыт; в 1930-х годах большинство лам и хувараков было репрессировано.
      В 1991 году сохранившийся дом цанид-хамбо ламы Агвана Доржиева был передан местной буддийской общине, и на его основе основан Хойморский (Аршанский) дацан «Бодхидхарма». Новый дацан, как и его предшественник, расположен в Тункинской долине на большой поляне (местность «Святая поляна»), вблизи курорта Аршан.
      На территории дацана были возведены две ступы, а бывший дом Доржиева стал главным храмом комплекса.
    • Шибертуйский дацан находится у священной горы Улан-Хада (Бичурский р-н Бурятии). Он является правопреемником старейшего дацана «Даша Лхун Дублин» в местности Хохюрта, построенного в 1826 году на пожертвования хори-бурят, кочевавших в долине реки Хилок.
      Монастырь включал в себя пять крупных и малых храмов, в двух из них искусно были сделаны изображения Чистой земли Будд. В храме находилось около 300 лам и послушников – хувараков. Как и принято, «Даша Лхун Дублин» являлся центром философии, астрологии, тибетской медицины и живописи. Сюда съезжались паломники со всех ближайших бурятских сел: Судутуй, Алтачей, Гутай, Заган, Шибертуй, Дабатуй, Амгалантуй, Шанага, Хонхолой, Усть-Обор, Хандагар, Баляга.
      В 1918 году дацан с духовным визитом посетил легендарный буддийский священнослужитель Агван Доржиев. С его легкой руки монастырь переименовали в Амгалантуйский («Амгалан» по-бурятски мир и спокойствие). В 30-е годы дацан был разрушен. В 1998 году был построен первый дуган. В 2010 году прошло открытие трехэтажного здания дацана.
    • Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг» расположен в 300 км от Улан-Удэ на живописном западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь Еравнинского района Бурятии. Дацан был построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. Самый северный буддийский храм за Байкалом. По своей архитектуре Эгитуйский Дацан был одним из красивейших. Три дугана - медицинский, философский и астрологический – окружали главный Храм. При дацане действовала типография, печатавшая издания на тибетском и монгольском языках.
      Нынешний Эгитуйский дацан восстановлен на месте разрушенного в 1935 году дацана.
      Сокровищем Эгитуйского дацана является статуя Зандан Жуу из сандалового дерева, которая по преданию является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни.
    • ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ
    • Православный храм (в XVIII—XIX вв. — кафедральный собор) в Иркутске, расположенный в историческом центре города. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска.
      Собор Богоявления был основан в 1693 году. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели - во время пожара 3 августа 1716 года все постройки этого храма сгорели.
      Новый собор хотели выполнить из кирпича, но царский указ 1714 года временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 году указ был частично отменен, и в том же году и в Иркутске заложили Богоявленский собор.
      Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности. Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).
      В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года. В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 60-е годы XVIII века к трехпрестольному собору были пристроены еще три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.
      Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также здесь располагалась усыпальница нескольких иркутских архиереев.
      В 1894 году завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означало потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора.
      После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие.
      В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет, после чего храм был передан в распоряжение областного краеведческого музея.
      В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.
    • В 1810 году в купеческой слободе Кяхта города Троицкосавска было принято решение вместо старой деревянной Воскресенской церкви построить каменную величественную церковь как символ российской государственности на востоке страны, как символ процветания кяхтинской торговли. Проект церкви был разработан московским архитектором Григорием Герасимовым. Храм с двумя «теплыми» приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая чудотворца был заложен 1 июня 1830 года.
      На строительство и украшение церкви делались большие пожертвования. О храме писали, что по внутреннему убранству и богатству он не найдет себе равных в Сибири. В октябре 1838 года «теплые» пределы были освящены. В 1848 году архиепископ Иркутский Нил утвердил разработанный архитектором Разгильдеевым проект роскошного иконостаса для главного придела храма.
      Максимальные габариты здания церкви 29,82x49,7 м. Колокольня - огромное четырехъярусное строение высотой до верхушки креста 42,6 м. с башенными часами с боем и набором колоколов, вес главного из которых составил 562 пуда. Высота самой церкви до верхушки купола составляла 32,0 м. С юга, востока и севера храм украшен шестиколонным портиком. Полы в храме были из чугунных и аспидных плит. Церковь была обнесена оградой из массивных каменных столбов и чугунных решеток. С запада при церкви были два одноэтажных здания жилого предназначения. В конце XIX века с южной стороны здания была устроена часовня-склеп.
      Воскресенская церковь была закрыта 31 января 1930 года. Определенное время церковь использовалась под склад Спецторга, а в последствие была заброшена. В 1971 году началась реставрация Воскресенской церкви. Планировалось разместить в храме музей исследования и открытий Юго-Восточной Азии.
      5 апреля 1996 года Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви.
    • Этот единственный женский монастырь в Восточной Сибири, был основан в 1689 году на мысу при впадении в Ангару речки Ушаковки. Все первые строения Знаменского монастыря были деревянными. Соборная Знаменская церковь, срубленная в 1693 году под наблюдением «выборного торгового человека» Власа Сидорова, к 1727 году пришла в ветхость. В 1728 году на ее месте возвели новый деревянный собор, но уже спустя 20 лет встал вопрос о замене всех построек монастыря каменными.
      Во второй половине XVIII века в Знаменском монастыре Иркутска началось каменное строительство. В результате сформировался дошедший до наших дней ансамбль монастыря, в который входят Знаменский собор, церковь во имя Свв. Дмитрия и Трифона, кладбище, дом настоятельниц, деревянный и каменный корпуса келий, хозяйственные постройки и ограда со Святыми воротами.
      Знаменский собор построен в 1757 — 1762 годах в традициях иркутской школы сибирского барокко. К основному храму примыкают обширная трапезная и восьмигранная колокольня. В 1787 году к храму был пристроен Казанский придел, в 1794 году — Спасо-Преображенский придел.
      В соборе сохранились многочисленные предметы старинного убранства: барочные резные иконостасы, иконы в старинных окладах работы иркутских серебряных дел мастеров. В храме хранится икона «Спас Вседержитель», облаченная в великолепный чеканный серебряный оклад, изготовленный местными мастерами в 1791 году. При монастыре существовала золотошвейная мастерская, прославившаяся своими искусными мастерицами.
      Среди послушниц обители была дочь известного государственного деятеля первой половины XVIII века Артемия Волынского, казненного при Анне Иоанновне. Его дочь Анна была насильно пострижена в монахини 23 августа 1741 года. При восшествии на престол императрицы Елизаветы «невольное пострижение» с Анны Волынской было снято, и она вернулась в Петербург, откуда прислала в дар Знаменскому монастырю напрестольное евангелие.
      Еще одно историческое евангелие, хранившееся в Знаменском монастыре, было пожертвовано Петром I в 1708 году. Оно отпечатано в 1690 году в Москве. Дарственная надпись на Евангелии, собственноручно сделанная Петром, заканчивалась словами: «Аще кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковой во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Как дорогую реликвию, книгу в 1883 году одели в массивный чеканный, вызолоченный по серебру оклад московской работы.
      В сохранившемся монастырском некрополе погребены Екатерина Ивановна Трубецкая — жена декабриста С. П. Трубецкого, первой из жен декабристов добровольно отправившаяся к мужу в сибирскую ссылку. Она скончалась в Иркутске в 14 октября 1854 года. Здесь же похоронены декабристы В. А. Бечаснов, П. А. Муханов и Н. А. Панов.
      У алтаря Знаменского собора погребен Григорий Иванович Шелехов (1747— 1795), легендарный русский землепроходец, неутомимый исследователь, присоединивший Аляску к России, один из первых исследователей Курильских островов, основатель Российско-Американской компании и первых поселений в «Русской Америке».
      Недалеко от святых ворот монастыря стоит памятник адмиралу Александру Васильевичу Колчаку.
    • Также носит названия Казанский храм, Богородице-Иркутская церковь, «Новый» Казанский собор. Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 года в Ремесленной слободе. Была построена к Пасхе 1892 года при содействии потомственного почетного гражданина Иркутска, исследователя Севера и Сибири, мецената Александра Михайловича Сибирякова.
      Иконостасы и царские врата были украшены золоченой резьбой. В главном иконостасе находилось резное посеребренное изображение Святого Луки. Внутренние росписи также были выполнены иркутскими мастерами. В Ярославле были отлиты 9 колоколов: праздничный большой - в 358,5 пуда; воскресный - в 172 пуда; повседневный - в 40 пудов и шесть малых. Церковь была обнесена каменной оградой с ажурными решетками. Церковь, и ограда были окрашены красной краской, купола и решетки - зеленой. В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников.
      После революции церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. В 1936 году она была закрыта. Здесь был и склад базы книготорга, и курсы киномехаников, и завод «Сибирский сувенир»". В здании церкви появились межэтажные перекрытия, капитальные перегородки и многочисленные переборки.
      4 февраля 1975 года решением Облисполкома за № 68 Казанская церковь была включена в объекты государственной охраны. В октябре 1988 года началась реконструкция храма. Восстановление памятника проводилось на добровольные пожертвования от организаций и граждан города.
    • К середине XVIII столетия Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В нем даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь.
      Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в 1718 году. Храм освящал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Каменная Крестовоздвиженская церковь строилась 11 лет. Церковь была построена на средства иркутского купца-морехода Федора Щербакова на Крестовском холме, у подножия которого долгое время стоял древний деревянный крест. В 1747-1758 годах было сооружено основное здание храма, а в 1774 – 1779 годах к нему пристроили северный придел. Спустя 100 лет, в 1860 году старое крыльцо заменено на 2-х этажный притвор в стиле ампир. В конце XIX в. изменения завершены.
      До 1950 года в церкви сохранялись уникальные слюдяные оконницы, но их заменили на обычное стекло. Церковь окружает изящная ограда, оформленная в стиле барокко. Заслуживают внимания главный Крестовоздвиженский иконостас, созданный в 1750-е годы, коллекция из 650 икон, 400 из которых представляют художественную ценность.
      Церковь от разрушения спасло решение властей об организации в ее стенах антирелигиозного музея. Сюда стали свозить из закрываемых церквей иконы, предметы культового обихода. Антирелигиозный музей просуществовал 7 лет. В 1943 году религиозная община добилась возобновления богослужений.
      Удачное размещение храма на возвышении, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди сохранившейся деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра города.
    • Свято-Одигитриевский собор – памятник архитектуры российского значения - одно из первых каменных зданий Улан-Удэ. Он расположен в самом центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.
      Начатое в 1741 году строительство собора длилось более чем 40 лет. В 1770 году святитель Софроний, епископ Иркутский, освятил нижний, теплый придел во имя Богоявления Господня. Верхний придел, летний, во имя иконы Божией Матери Одигитрии был освящен в 1785 году. Собор строился на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов.
      Главным художественно-декоративным элементом интерьера собора являлись золоченые резные иконостасы. В верхнем храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядами икон. Собор построен при помощи известного благотворителя П. А. Фролова. В 1929 году собор был закрыт, в нем разместился антирелигиозный музей, позже фонды исторического музея. В 1995 году собор был возвращен Русской Православной Церкви. Он отреставрирован, на колокольне установлены шесть колоколов. В соборе находится центр благочиния Бурятского округа.
    • Посольский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1681 г. миссией игумена Феодосия Троицкого Селенгинского монастыря по указу царя Федора Алексеевича на правом берегу Байкала. Рядом с монастырем возникло село Посольское.
      Сначала на месте монастыря была построена заимка и пустынь для обитания монахов. Место для монастыря было выбрано на байкальском мысу, где в 1651 году были убиты и похоронены члены русского посольства в Монголию. Основателями монастыря были двенадцать монахов Темниковского Санаксарского монастыря во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием. Они составили ядро первой Забайкальской духовной миссии, присланной в населенный язычниками край по повелению царя Федора Алексеевича и с благословения патриарха Иоакима. Главной целью основания и всей дальнейшей деятельности Посольского монастыря являлась просветительская деятельность среди бурят, монголов и тунгусов.
      Средства на строительство обители пожертвовал Григорий Афанасьевич Осколков — яркий исторический деятель, основатель русской миссии в Пекине. На обратном пути из Китая Осколков скончался в степях Монголии. Его тело было доставлено в Посольский монастырь и погребено здесь. Над могилой Г.А. Осколкова позднее была построена каменная часовня.
    • Деревянный Никольский храм был построен в селе Никола в 1844 году. По предложению Иркутского архиепископа Нила новую церковь в 1849 году перенесли в село Лиственичное на самый берег Байкала. Московский купец Иван Колесов оплатил все работы, связанные с переносом. На новом месте церковь освятили в июле 1849 года.
      В 1910 году в приходе храма числилось 1163 человека.
      В 1922 году из храма были изъяты все церковные ценности. В 1927-м были сняты и увезены все колокола, а в 1938-м году храм был закрыт. И только в октябре 1945 года в Свято-Никольской церкви возобновились службы
      В связи со строительством Иркутской ГЭС территория храма отходила под зону затопления. Поэтому в 1956 году усилиями местной православной общины Свято-Никольский храм был перенесен в безопасное место – распадок Крестовая падь. И на своем уже третьем месте Свято-Никольский храм остается, пожалуй, одним из самых красивых в Прибайкалье.
    • 11 мая 1681 года на левом берегу Селенги у речки Пьяной был основан Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Ранее здесь уже существовала православная монашеская обитель. По имеющимся сведениям, так называемый старый Свято-Троицкий монастырь был основан еще в первой половине XVII века бывшими служилыми людьми, искавшими монашеского подвига. Свято-Троицкий Селенгинский монастырь является старейшей православной монашеской обителью к востоку от Байкала и крупнейшим в Сибири оборонительным сооружением.
      Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.
      Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала.
      В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.
      С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.
      26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей, для них построена удобная гостиница.
    • Строительство деревянной кладбищенской Троицкой церкви началось в 1770 году. В 1798 — 1809 году храм построен из камня. Начал строительство верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершил купец Афанасий Налетов.
      Свято-Троицкая церковь была третьим каменным церковным строением в Верхнеудинске после Одигитриевского собора и Спасской церкви. Первоначально она имела два придела. Главный - «холодный», был освящён во имя Святой Троицы в 1816 году, «тёплый», северный придел, освящён в 1818 году в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В 1857 году начали строить каменную ограду кладбища. За всю досоветскую историю Свято-Троицкая церковь была приписной к Одигитриевскому собору.
      В 1929 году Свято-Одигитриевский собор был закрыт, и богослужения начали проводиться при Троицкой церкви.
      Свято-Троицкий храм продолжал действовать и тогда, когда в 1932 году были закрыты многие православные храмы в городах и селениях Бурят-Монголии. Работал он еще долго, вплоть до 1940 года, поскольку сюда перешли священнослужители и прихожане из других упраздненных церквей города.
      29 сентября 1971 года Совет Министров Бурятской АССР принял храм на государственную охрану. Храм передан Русской Православной Церкви 18 января 1988 года постановлением Совета Министров Бурятской АССР и приказом по Министерству культуры Республики Бурятия 15 июня 1991 года.
      Первое богослужение в восстановленном храме было совершено 28 декабря 1991 года. Годом позже, в канун Пасхи над колокольней был установлен двухметровый крест. 14 сентября 1994 года в Свято-Троицкой церкви вновь зазвонили колокола.
    • В 1649 году была построена первая в Баргузине церковь. Она называлась Спасская. Через 150 лет был построен Преображенский собор. К 1800 году оба здания настолько устарели, что проводить в них какие-либо обряды было просто опасно.
      Каменная Спасо-Преображенская церковь на берегу реки Баргузин была построена в 1834 году на средства купца I гильдии, мецената Ивана Черных. Является памятником архитектуры регионального значения. В 30-е годы прошлого века церковь была закрыта большевиками, разобраны колокольня, восьмигранное завершение храма и главы над боковыми пределами. Церковь долгое время простояла заброшенной. В 1938 году Спасо-Преображенский собор был передан в распоряжение сельского совета "под культурные мероприятия", находясь на балансе Баргузинского райисполкома, и использовался под автомастерские. В 1993 году храм был возвращен православной церкви.
    • Православный храм в Иркутске, расположенный на территории утраченного Иркутского кремля в историческом центре города. Одно из первых каменных сооружений Иркутска. Колокольня и фрески на фасадах появились в XIX веке.
      Первая деревянная Спасская церковь Иркутска до наших дней не сохранилась, она была построена в 1672 году примерно в центре Иркутского кремля.
      В 1706 году началось строительство новой каменной церкви. Основное здание построили к 1710-му, а колокольня и шпиль появились в конце 50-х—начале 60-х годов. Древнейшая часть храма имеет форму четверика.
      1 августа состоялась церемония освящения храма. Из старой деревянной церкви в каменную была перенесена хоругвь с образом Спаса (с ней, по преданию, пришли русские ставить острог в устье Иркута) и царский подарок - икону в дорогой ризе, пожалованную Петром I.
      Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская церковь позволяет определить место и границы Иркутского кремля, составлявшего в течение ста пятидесяти лет центр города.
      Спасская церковь — единственная в Сибири, на стенах которой имеются росписи начала XIX века. Их уникальность заключается и в том, что они присутствовали не только внутри, но и снаружи храма. В 70-х годах XX века внешние росписи были восстановлены, а внутренние были утрачены.
      После Октябрьской революции Спасская церковь была на грани уничтожения, ее закрыли в 1931 году. В разное время в ней размещались сапожная мастерская, коммунальные квартиры, различные организации.
      В 1960 году Спасскую церковь признали памятником республиканского значения. В 1982 году храм был открыт для посетителей в качестве выставочного отделения Областного краеведческого музея. В 2006 году храм был передан Иркутской епархии, проведена очередная реконструкция.
    • Спасская церковь — православный храм, расположенный в селе Турунтаево Прибайкальского района Бурятии. Главный престол храма освящён в честь Спаса Нерукотворного Образа; придел - в честь Святителя Николая.
      Церковь была построена в 1679 году и связана с историей Итанцинского отрога. В 1706 году она сгорела и вскоре была восстановлена. Указ на строительство новой каменной Спасской церкви в Турунтаево был дан Иркутской духовной консисторией в марте 1787 года. Строительство началось 10 июня 1791 года. Руководил строительством мастер Феодул Ежаков. Строительство церкви продолжалось почти 30 лет, и было завершено в 1818 году.
      Строительство Спасской церкви в Турунтаево привело к тому, что Турунтаево стало в XIX веке волостным селом.
      В 1927 году храм был закрыт. 18 марта 1939 года церковь была частично разрушена, иконы, церковные книги и утварь были сожжены. С 1939 года храм использовался как склад НКВД, а затем был передан под склад райпотребсоюза. Последние десятилетия не использовался для хозяйственных нужд. Реставрацию церкви начали в 2000 году. В настоящее время она очень хорошо отреставрирована, здесь проходят религиозные службы.
    • Первый и на данный момент единственный женский монастырь в Бурятии, расположен в селе Батурино Прибайкальского района Бурятии, в 64 километрах от Улан-Удэ.
      Монастырь открыт в 2000 году при приходской церкви села Батурина. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение: на месте старой деревянной церкви построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, а через 16 лет, в сентябре 1829 года, была освящена нижняя теплая церковь. А еще через 7 лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь во имя великомученика и победоносца Георгия.
      В советские времена храм, как и большинство других, был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб.
      14 мая 1999 года храм был возвращен Русской Православной Церкви.
    • Главной достопримечательностью Кяхты и местом, откуда началась застройка города, является Троицкий собор. Первоначальный деревянный храм на этом месте был построен в 1728 году. В 1812 г. на средства кяхтинского купечества деревянное строение собора заменили каменным. Его выполнили в стиле классицизма. Троицкий собор был одним из самых больших и самых красивых сооружений Забайкалья. В Соборе с 1854 года содержалась копия чудотворной иконы Божией Матери «Сподручницы грешных». В 1934 году собор был закрыт органами советской власти. Пожар 1963 г. уничтожил деревянные купол, хоры и пол храма, крышу и частично деревянные сводчатые конструкции перекрытия над вторым этажом. Большая часть ограды и один из флигелей также не сохранились. В 1997 году здание собора передано Русской Православной Церкви. Сейчас начались работы по восстановлению храма.
    • Харлампиевская церковь построена в 1738 году на средства иркутского купца Б. Балашкина. Сначала здание было деревянным, потом возвели каменное.
      Первоначальная композиция церкви складывалась из двух вертикальных объемов храма и колокольни. Трехсветный четверик храма возвышался над двухэтажной трапезной и алтарем и завершался малым световым восьмериком с барочной главкой. Ярусная колокольня - восьмерик на четверике завершалась куполом со стройным шпилем. С северной стороны располагается двухэтажный придел. Вход в церковь первоначально осуществлялся через парадное крылечко. В 1860 г. это крыльцо заменено на двухэтажный притвор, выполненный в стиле поздний классицизм. Декоративное оформление фасадов представлено в позднебарочных формах. Над осями оконных проемов расположен рельефный орнамент.
      Здесь в 1904 году венчался адмирал Александр Колчак.
      В советские времена в здании храма находились студенческое общежитие и библиотека.
      Несколько десятков лет церковь стояла в руинах.
      В 2005 году в церкви начались реставрационные работы и одновременно — первые богослужения. Осенью этого же года установили первый крест.

    Народное голосование «Сто чудес Байкала» проводится по инициативе Фонда содействия сохранению озера Байкал с 20 декабря 2011 года по 1 июня 2012 года.

    1. Голосование проводится раздельно в пяти номинациях:
      • Памятники природы – с 20 декабря 2011 года
      • Сакральные места – с 1 февраля 2012 года
      • Духовные святыни – с 1 марта 2012 года
      • Культурное и историческое наследие – с 1 апреля 2012 года
      • Живая природа и эндемики Байкала – с 1 мая 2012 года.
    2. Голосование завершится 1 июня 2012 года. Итоги голосования будут подведены 10 июня 2012 года.
    3. Можно проголосовать не более чем за три объекта в каждой номинации.
    4. В конце списка можно оставить комментарии, обосновывающие выбор тех или иных объектов.
    5. В поле комментария можно написать название одного объекта, не вошедшего в список, но, по мнению участника голосования, достойного включения в список.
    6. По итогам голосования будет издан альбом «Сто чудес Байкала». Таким образом, каждый из проголосовавших может стать соавтором альбома.
    7. Участники голосования, наиболее точно угадавшие победителей списка «Ста чудес Байкала», будут награждены. Среди призов:
      • путевка на 2 лица на отдых в одном из отелей на берегу Байкала летом 2012 года;
      • уникальные ценные подарки от Фонда содействия сохранению озера Байкал.
      Для этого просьба ко всем участникам голосования оставлять свои контактные данные (e-mail или телефон) в поле комментария.

     

    Информационные партнеры