Аргументы и Факты в Калининграде: «МИРЫ» НА БАЙКАЛЕ Калининградцы достигнут дна глубочайшего озера планеты.

Через неделю научно-исследовательское судно
«Академик Мстислав Келдыш» почти на два года расстанется с «Мирами»
— глубоководными опускаемыми аппаратами, которые будут участвовать
в экспедиции на озеро Байкал. ЭТО произойдет впервые с 1987 года,
когда «Миры» были установлены на борту судна, которому в декабре
2008 года исполнится 28 лет. НАПОМНИМ, что научно-исследовательская
экспедиция «Миры» на Байкале» проводится учеными Института
океанологии им. П. Ширшова Российской Академии наук при поддержке
Фонда содействия сохранению озера Байкал. Оно образовалось более 25
млн. лет назад в районе крупнейшей на Земле системы разломов и
является самым глубоководным озером на планете. Здесь сосредоточены
более 20% мировых запасов пресной воды. Речь идет о сохранении
Байкала как стратегического резервуара пресной воды для будущих
поколений.
Среди тех, кто будет работать на «Мирах» в байкальских глубинах, —
Евгений ЧЕРНЯЕВ, командир  экипажа, инженер, исследователь. Он
награжден двумя орденами — Трудового Красного Знамени за участие в
постройке глубоководных аппаратов и Орденом Мужества за обнаружение
атомной подводной лодки «Комсомолец» и закрытие проломов ее
носового отсека. Предстоящая экспедиция  станет одной из самых
сложных в биографии Черняева и его коллег. Во-первых, работать
придется в пресной воде, и здесь плавучесть аппаратов снижается.
Поэтому их приходится облегчать и снимать все навесное
оборудование, без которого можно обойтись. Кроме того, на «Миры»
для плавучести будут установлены панели из так называемого
синтактика — очень легкого и прочного материала. Во-вторых,
учитывая, что «Миры» будут базироваться на приспособленной для
работ барже, ученые берут с собой самый разнообразный инструмент и
оборудование, в том
числе станки, специальные лебедки, насадки и даже катер. Кстати,
жить и работать ученые будут на барже в специальных вагончиках,
приспособленных под каюты, лаборатории, камбуз. Условия
некомфортные, но экспедиция есть экспедиция… По словам Евгения
Черняева, на Байкал придется доставить в общей сложности около 70
тонн груза. Причем спускаемые аппараты и два контейнера из
Калининграда будут переброшены в Улан-Удэ самолетом транспортной
авиации Балтфлота, а груз из Москвы — грузовиком. Мы связались по
телефону с Москвой, и один из руководителей экспедиции, заведующий
лабораторией глубоководных опускаемых аппаратов профессор Анатолий
САГАЛЕВИЧ, рассказал, что экспедиция на Байкал пройдет в два
этапа.
В 2008 году работы продлятся два месяца, и за это время предстоит
провести около 60 погружений. Исследовательская баржа будет
перемещаться по всему озеру, но наибольший интерес представляют
несколько районов. Один из них – у острова Ольхон, где находится
самая глубокая впадина Байкала — 1637 м. А в южной части озера
будут обследованы несколько подводных грязевых вулканов, проведены
физико-химические замеры, отбор проб воды и донных осадков.
Исследователи установят подводное оборудование для мониторинга
активности вулканов. Кстати, предполагается что в отдельных этапах
экспедиции примет участие Принц Монако Альбер II. Осенью
глубоководные спускаемые аппараты будут подготовлены для зимовки, а
летом 2009 года экспедиция «Миры» на Байкале» продолжится. На
основании полученных данных эксперты разработают комплекс
мероприятий и рекомендаций по оптимизации хозяйственной
деятельности на Байкале. Для Евгения Черняева нынешняя экспедиция
на Байкал не будет в новинку. Здесь он уже погружался в 1977 году и
на аппарате «Пайсис» достиг тогда глубины 1410 м. Евгений Сергеевич
вспоминает, что когда они шли на глубину, двигались вдоль абсолютно
вертикальной скалистой стены, которая уходила вниз более чем на
километр. — Меня поразила байкальская вода, — вспоминает Евгений
Сергеевич. – Она очень чистая и прозрачная: прожектор «Пайсиса»
пробивал толщу воды на десятки метров. Помню и то, как по щиколотку
входил в озеро, стаканчиком черпал воду и пил — она очень вкусная.
Я, правда, беспокоюсь, ведь к лучшему экология меняется редко,
скорее наоборот. Знаю, что на Байкале до сих пор работает
целлюлозно-бумажный комбинат. Сумеем ли мы оставить детям и внукам
эту природную жемчужину?

Валерий Сикорский

ДЛЯ СПРАВКИ. Глубоководные спускаемые
аппараты «Мир-1» и «Мир-2» построены в Финляндии в 1987 году.
Установлены на корабле-носителе «Академик Мстислав Келдыш».
Участвовали в 35 экспедициях в Атлантический, Тихий, Индийский и
Северный Ледовитый океаны. Основные технические характеристики
аппаратов: экипаж -3 чел; рабочая глубина погружения — 6000 м;
автономность — до 80 часов; максимальная скорость — 5 узлов (около
10 км/час); сухой вес — 18,6 т.

VK
OK
Facebook
WhatsApp
Telegram