«Сумма» может продать РЖД свою долю в
«Трансконтейнере». Группа Зиявудина Магомедова так и не нашла
возможностей влиять на работу компании и теперь может направить
доход от продажи своей доли на покрытие долгов
Владелец холдинга «Сумма капитал» Зиявудин
Магомедов. Фото: ИТАР-ТАСС
По данным источников на рынке, крупнейший из миноритариев
«Трансконтейнера» — группа «Сумма» — все-таки намерена продать свой
пакет. Такую информацию даже слышал президент РЖД Владимир
Якунин.
Топ-менеджер также не исключил, что монополия
может выкупить этот пакет: «Поскольку ко мне обращений таких не
было, я не могу говорить «да» или «нет». Предложат — посмотрим.
Если это будет разумная цена, будем разговаривать».
Противостояние между миноритариями
«Трансконтейнера» и владеющей его контрольным пакетом РЖД началось
фактически с момента выхода оператора контейнеров на IPO в 2010
году. Тогда в ходе размещения 12,5% акций компании приобрела
транспортная группа FESCO Сергея Генералова. Миллиардер заявлял о
желании объединить компании, что, по его словам, принесло бы
значительную синергию. В надежде на это бизнесмен некоторое время
скупал акции с рынка и довел свою долю до 23%.
Однако задумка так и не удалась, и Сергей
Генералов продал за 1 млрд долларов FESCO группе «Сумма» Зиявудина
Магомедова. Вместе с активом к «Сумме» «по наследству» перешли и
напряженные отношения с РЖД. Новый собственник также сообщил о
своих претензиях на контроль над активом, и даже дважды инициировал
собрания акционеров для избрания нового совета директоров
«Трансконтейнера» (о последнем созыве внеочередного собрания было
объявлено на прошлой неделе). Однако РЖД без особого труда отбила
претензии и даже смогла найти возможность как избежать приватизации
актива. Монополия добилась внесения своей доли в «Трансконтейнере»
в капитал объединенного контейнерного оператора стран Таможенного
союза.
«Трансконтейнер» — крупнейший российский
оператор контейнерных перевозок. Парк насчитывает 23,7 тыс
железнодорожных платформ, более 40,6 тыс крупнотоннажных и 116 тыс
среднетоннажных контейнеров. В активе компании 46 контейнерных
терминалов на территории России, 17 терминалов в Казахстане и один
терминал на границе Словакии с Украиной.
Крупнейшим акционером является группа РЖД, контролирующая 50%+2
акции. По итогам 2012 года выручка «Трансконтейнера» составила 36,4
млрд рублей, чистая прибыль — 5,15 млрд рублей.
«Сумма» эту идею с самого начала восприняла
скептически. «Предложение о внесении пакета «Трансконтейнера» в
новую логистическую компанию России, Казахстана и Белоруссии — не
самая плодотворная идея. И не только потому, что доли участников в
уставном капитале несоизмеримы с их взносами. <…> Мы должны в
первую очередь развивать транзитный потенциал России»,— заявлял
президент «Суммы» Александр Винокуров.
У «Сумма» нет возможностей влиять на
операционное руководство «Трансконтейнером», констатирует аналитик
ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Надежды на то, что в ближайшее
время ситуация изменится нет, и поэтому доля в контейнерном
операторе едва ли будет интересна другим инвесторам, кроме самой
РЖД и дружественных ей структур. Однако чтобы оправдать такую
сделку, покупатель может потребовать дисконт, либо в переговорах
должны учитываться политические мотивы», — считает
эксперт.
Сейчас рыночная цена четверти «Трансконтейнера»
составляет около 470 млн долларов.
Представитель «Суммы» от комментариев
отказался.