Дмитрий Мезенцев высказался за увеличение доли федеральных денег в финансировании проекта особой экономической зоны

Несколько скептично отнеслась общественность Иркутской области к
планам губернатора Дмитрия Мезенцева добиться изменений принципов
финансирования проекта особой экономической зоны (ОЭЗ)
туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». В настоящее время
на создание инфраструктуры ОЭЗ федеральные и региональные власти
выделяют равные доли, но глава Приангарья считает, что при таком
варианте финансирования на региональный бюджет легло непосильное
бремя, из-за чего проект «Ворота Байкала» пробуксовывает. По мнению
Дмитрия Мезенцева, федерация должна выделять 76 % средств, как это
делается при строительстве объектов инфраструктуры ОЭЗ «Байкальская
гавань» в Бурятии, властям которой удалось добиться
перераспределения финансовых средств. Мнения участников
туристического рынка относительно инициативы губернатора
разделились. Одни думают, что увеличение федеральной доли в проекте
будет форсировать его реализацию, другие считают, что инициатива
запоздалая и уже не позволит наверстать упущенное. Подробности
читайте в материале «ФедералПресс».

«Если некоторые регионы, где создаются ОЭЗ, получили от
федеральных властей согласие на изменение принципа финансирования,
то в Иркутской области этого никто не добивался, – рассказал
«ФедералПресс» генеральный директор туристической фирмы «Гранд
Байкал» Виктор Григоров, выступающий совладельцем курорта «Гора
Соболиная» в Байкальске, где планируется реализовать первый этап
проекта особой экономической зоны «Ворота Байкала». –
Софинансирование проекта на условиях 50 на 50 бюджет Иркутской
области не вытянет».

Одним из регионов, которые добились изменения принципа
финансирования строительства инфраструктуры для создания ОЭЗ, стала
Республика Бурятия, где строить объекты инфраструктуры для турзоны
начали летом 2009 года. Как сообщили «Федерал Пресс» в пресс-службе
филиала компании «Особые экономические зоны» в Бурятии, первая
очередь объектов инфраструктуры будет сдана в эксплуатацию в марте
будущего года. Более того, со следующего года планируется начать
непосредственно реализацию инвестиционных проектов в двух из пяти
участков турзоны «Байкальская гавань» – Турка и Пески, которые в
плане строительства инфраструктуры находятся в наибольшей степени
готовности.

Между тем в Иркутской области еще не приступали к строительству
объектов инфраструктуры ОЭЗ «Ворота Байкала». Как отметил в беседе
с корреспондентом «Федерал Пресс» директор туристической фирмы
«Гринэкспресс» Вадим Копылов, «проект пока существует лишь на
словах». Тем не менее, в сентябре этого года правительство страны
одобрило увеличение площади ОЭЗ «Ворота Байкала».

На первом этапе реализации проекта в Слюдянском районе
предполагается развитие участка «Гора Соболиная», площадь которого
составляет 500 га. На втором этапе планируется организовать
региональный центр подготовки по зимним видам спорта в том же
Слюдянском районе. В ходе работы над третьим этапом будет
реализован проект по развитию экстремального и приключенческого
туризма в поселке Большое Голоустное Иркутского района.

Если будут реализованы все планы, к 2026 году турпоток в одном
только моногороде Байкальске Слюдянского района составит 500 тыс.
человек в год, появится около двух тыс. новых рабочих мест. Объем
инвестиций в создание зоны на этом участке должен составить 8,5
млрд рублей, из которых 2,25 млрд будут государственными
средствами, а 6,2 млрд – вложениями частных инвесторов. О своей
готовности приступить к реализации проектов в рамках создания ОЭЗ
заявило 11 инвесторов. Один из них в следующем году планирует
начать строительство туристического комплекса стоимостью 435 млн
рублей.

«Затяжка по созданию ОЭЗ «Ворота Байкала» очевидна уже всем и
поэтому мы хотим так же, как в Бурятии, – заявил губернатор Дмитрий
Мезенцев. – Вариант финансирования, который был предложен ранее
федеральным центром, Иркутской области просто не под силу».

По мнению Вадима Копылова, в случае, если губернатору удастся
пролоббировать в Москве идею изменения схемы финансирования
создания ОЭЗ, процесс реализации проекта, безусловно, ускорится,
областной бюджет «почувствует облегчение», но это не позволит
«наверстать упущенное». «Ведь Алтай и Бурятия, где уже идет
строительство, очень хорошо в этом плане работают», – подчеркнул
директор турфирмы «Гринэкспресс».

С тем, что инициатива властей Приангарья запоздалая, согласен и
депутат Законодательного собрания, председатель комитета по
законодательству о природопользовании, экологии, сельском хозяйстве
региона Юрий Фалейчик. Он считает, что спустя три года после
подписания соглашения будет трудно договориться с федеральным
центром о каких-то изменениях. «Легко и просто такие вещи решаются,
когда они еще не легли в какой-то документ, – комментирует ситуацию
парламентарий. – Губернатор поставил задачу, для реализации которой
потребуется приложить неимоверные усилия».

В то же время Вадим Копылов считает, что проект ОЭЗ буксует по
большей части не из-за проблемы финансирования. «На сегодняшний
день нет четкого видения, что это такое и как это будет работать.
Нет общей идеи. Местами это подражание другим регионам, местами –
вытаскивание из прошлого забытых проектов», – считает эксперт.

 

Источник: Федерал Пресс

VK
OK
Facebook
WhatsApp
Telegram