Древнюю культуру
Бурятии называют сплавом культур Азии и Европы. Кочевая цивилизация
вобрала и растворила массу чужих традиций, сделав их своими – и
сохранив на века. Верность предкам и открытость новому – вот
главные достоинства этого сплава, оценить которые позволяет
масштабная программа Дней культуры Бурятии в Москве. Гала-концерт
лучших коллективов республики на сцене Большого театра стал одним
из самых ярких её событий. Рассказывают:
Это – настоящий
праздник бурятской культуры. Задает тон театр «Байкал». Местная
достопримечательность. Семьдесят лет хранит бурятские традиции и
обычаи. В сорок втором — на первой декаде бурятского искусства
ансамбль народных инструментов покорил Москву – к музыкантам
присоединились певцы и танцоры — теперь «Байкалу» нет равных.
Спектакль «Дух предков» по легендам и мифам монголо-язычных народов
– получил госпремию, стал настоящим блокбастером.
«По мифам и легендам много танцев, много легенд
у бурятского народа. Поэтому театр «Байкал» старается
воспроизводить танцы по легендам», — рассказывает заслуженный
работник культуры России Эльвира Доржиева.
По этим костюмам не только историю танца, но
историю народа можно изучать. Этот с мехами — костюм охотников,
медальоны на рукавах выкованы местными кузнецами – символизируют
разные стихии.
«Шаманский костюм, эти железные вставки
привлекают духов», — говорит худрук театра «Байкал» Жаргал
Жалсанов.
Каждый танец – история – бытовая, ритуальная,
обрядовая. Есть танцы благопожелания и приветствия. В них
мифическая символика. Тотемы для бурят до сих пор имеют значение.
Без них никуда. Каждый знает, от какого тотема идет его род, и с
почтением относится к своему оберегу. Лебедь, налим, бык, волк – до
сих пор считаются прародителями племен.
«Это воспитание. Привычка, осознание. Для
каждого племени есть образ, который помогает жить», — объясняет
Жаргал Жалсанов.
Девушки готовят благовония — настоящие из
можжевельника, растущего в горах. По преданию оно отгоняет злых
духов, вызывает добрых духов, чтобы все дела шли благополучно.
Сами танцовщики могут конкурировать даже с
местными шаманами – точно знают, как войти в транс. Под ритмы бубна
ритуальный танец шамана воспроизведен с точностью.
«Это может продолжаться три часа. Когда человек
входит в транс, он может бесконтрольно видеть и молиться», —
отмечает артист театра «Байкал» Тумэн Цибиков.
Используя эту трубу – урам — местные охотники
могут провести самого опытного оленя. Ее звук напоминает зов
самца.
Здесь усиливают звук микрофоны. Остальное
зависит от силы легких и дыхания. Хороший охотник может так трубить
два часа. Этот обычай обыгран в хореографической сюите «Ангушад –
охотники». Местная легенда о суровом Байкале и его дочери Ангаре,
влюбленной в прекрасного Енисея, стала сюжетом для балета
«Красавица Ангара».
Он пятьдесят лет в репертуаре театра оперы и
балета. Постановкой занимался сам Игорь Моисеев – патриарх
народного танца.
«Есть на что посмотреть — соединение
классического и нашего народного», — уверяет солистка балета Лия
Балданова.
Помимо национальных песен и танцев – в этой
программе и традиционные номера — классические арии, фрагменты из
балетов, то, чем живет современная Бурятия.