На днях в Бурятии стартовала
уникальная экспедиция, в ходе которой исследователи надеются
получить новые данные об экологическом состоянии Байкала.
Определять уровень загрязнённости воздуха над озером, изучать
аномалии прибрежной полосы и проводить другие научные исследования
будут при помощи дельталётов.
Совместный проект швейцарских и
российских учёных «ТрансЕвразийский перелёт: Леман-Байкал» стал
логическим продолжением подводной экспедиции «Миры на Байкале»,
когда специалисты, используя глубоководные аппараты, детально
исследовали дно озера, нашли новые нефтеносные породы и открыли ряд
новых микроорганизмов. На этот раз им предстоит подняться в небо на
высоту порядка 2000-3000 метров, что позволит получить информацию,
недоступную при использовании привычных методов.
Место базирования экспедиции –
село Истомино Кабанского района, а сам научный стационар находится
вблизи дельты Селенги. Такое положение географически выгодно,
поскольку позволяет охватить большую часть территории исследований
на дельталётах.
С воздуха Байкал ещё никто не
исследовал
Программа экспедиции рассчитана
на три года. Она состоит из нескольких этапов. Первый стартовал на
берегу Женевского озера в мае 2013 года. Затем маршрут перелёта
прошёл через Центральную и Восточную Европу в Псков. А в июле и
августе учёные планируют охватить Прибайкальский район Бурятии, где
изучат внутреннее строение сейсмоактивных разломных зон, и
Кабанский – для мониторинга береговой линии и дельты Селенги,
Степно-Дворецкого лесничества, Кабанской осушительно-оросительной
системы и тестового участка научного стационара Института общей и
экспериментальной биологии СО РАН.
Сейчас исследования проводятся в
селе Турка Прибайкальского района.
— С воздуха Байкал до нас ещё
никто не исследовал, – рассказывает Михаил Слипенчук, заместитель
председателя Комитета Госдумы России по природным ресурсам,
природопользованию и экологии. – Были погружения на дно озера,
исследования из космоса. Но разрешение снимков, сделанных со
спутника, отличается от результатов, которые можно получить с
помощью дельталётов. В советское время, когда наука финансировалась
в необходимом объёме, использовались самолёты и вертолёты. Сейчас
это достаточно дорого.
И дело не только в цене, но и в
возможностях. Дельталёты, в отличие от других средств авиации,
просты в управлении. С их помощью можно исследовать различные
природные объекты на обширных территориях, а значит, сам мониторинг
при этом будет более динамичным и эффективным.
Методы работают
Всего в экспедиции задействовано
два аппарата. Первый – для ознакомительных и показательных полётов,
а второй – именно для научных исследований. На нём при помощи
особых элементов крепления устанавливается уникальное оборудование,
которое оценивает загрязнение воздуха именно на момент регистрации.
Часть полётов проводится только с автономно работающими приборами,
в остальных участвуют пилот и научный консультант. В основу
оборудования положен принцип дистанционного
зондирования.
— В этом году мы опробуем
аппаратуру и методологию, которую уже использовали на Женевском
озере, – объясняет Йозеф Ахман, научный сотрудник Федерального
политехнического института Лозанны (Швейцария). – Цель – убедиться,
что всё работает так, как мы ожидали.
В ходе предыдущей экспедиции на
Женевском озере учёным удалось достичь определённых
результатов.
— Методы работают эффективно:
наблюдается корреляция между пробами, которые мы собирали на озере,
и данными, полученными в ходе дистанционного зондирования, –
подчёркивает Йозеф Ахман.
А вот о каких-то результатах
исследования Байкала говорить ещё рано — готов только базисный
анализ. Окончательные результаты станут известны общественности
после длительной многолетней обработки. Всё это время данные будут
храниться на жёстких носителях.
Исследуют аномальные
зоны
В команде экипажа – два
российских лётчика и знаменитый французский пилот Франсуа Бернар.
Требования, предъявляемые к команде экипажа, значительны, ведь
нужно обладать огромным опытом, чтобы собрать все необходимые
данные в таких непростых условиях.
— Замеры производятся на высоте
2-3 тысячи метров и длятся по три часа без приземления. Бывает
очень холодно, а прогнозы погоды не всегда оказываются правдивыми –
конечно, физически это непросто, сильно утомляет, – делится своими
впечатлениями Йозеф Ахман. – Но постепенно привыкаешь.
Пилот из Новосибирска Николай
Беляев уверен: главное при работе на дельталётах – опыт.
— На этих аппаратах был совершён
перелёт через Анды, Альпы и, по некоторым сведениям, – через
Джомолунгму, – рассказывает Николай Беляев. – Он летает со
скоростью от 70-80 до 140-145 км/ч, максимум – до 170 км/ч.
Дельталёт очень комфортен и прост в эксплуатации. Можно просто
опустить руки, аппарат сам летит по прямой. Каждый раз прямо дух
захватывает. Перед первым полётом я наблюдал за французским
пилотом, потом попробовал сам, сначала – в нескольких метрах над
землёй, чтобы посмотреть, как получается. Сейчас общий налёт у меня
1700 часов. В некоторые дни бывает по 70-80 взлётов и посадок.
Средняя стоимость аппарата составляет 1 млн. 800 тысяч
рублей.
Пилоты предупреждают — полёты на
этих инновационных «воздушных суднах» небезопасны, их даже относят
к экстремальным видам спорта. Да и ради развлечения людей на борт
не допускают, ведь экспедиция имеет научный характер. В будущем
дельталёты планируется использовать для обнаружения лесных пожаров
и учёта популяции животных – на шумных вертолётах это довольно
проблематично. При помощи аппаратов будут исследованы и так
называемые «аномальные» зоны – загадочные и священные места
Бурятии, объяснения которым историки и краеведы не могут найти до
сих пор.