Швейцарско-российская экспедиция
«ТрансЕвразийский перелет Леман – Байкал», в рамках которой
акватория озер обследуется с помощью дельталетов, приступила к
изучению Байкала.
«ТрансЕвразийский перелет» логически вытекает из «Миров» на
Байкале» 2008-2010 годов. Идею продолжить исследования, начатые
глубоководными обитаемыми аппаратами, с помощью сверхлегкой авиации
предложил исследователь и путешественник Франсуа Бернар.
«В советское время, когда наука финансировалась в достаточно
большом объеме, для мониторинга состояния окружающей среды с
воздуха использовались самолеты и вертолеты, — пояснил заместитель
председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам,
природопользованию и экологии Михаил Слипенчук. — Сейчас полет этих
летательных аппаратов стоит достаточно дорого, и вот уже более 20
лет с воздуха земную поверхность исследуют только в критических
случаях — когда необходимо оценить пожароопасность в
регионе».
Между тем дельталеты позволяют поднять в воздух радиолокационную,
мульти- и гиперспектральную съемочную аппаратуру и исследовать
территорию не только точнее аэрокосмическая съемки, но и
несопоставимо дешевле и динамичнее. Инфракрасная, термальная и
гиперспектральная камера, которая собирает информацию в 250
спектральных диапазонах, позволяют сделать практически полный
химический и биологический анализ поверхности воды с воздуха, а
также выявить гидрофизические и гидрохимические загрязнения
воздуха.
Научные методики, разработанные институтами России, Франции и
Швейцарии специально для «ТрансЕвразийского перелета Леман –
Байкал», уже использованы в первой части экспедиции — для
мониторинга озера Леман в Швейцарии. Сейчас исследование перенесено
на озеро Байкал и в дельту реки Селенга. Впоследствии с помощью
отработанных технологий планируется также обследование и другие
водные объекты России.
Обработанные данные изучения Байкала впоследствии будут переданы
российским ученым, а также представлены в виде гиперспекртральной и
термальной карт озера.
Экспедиция, рассчитанная на три года, проходит через Центральную и
Восточную Европу (Швейцария, Германия, Австрия, Словакия, Польша,
Эстония и Россия). Общая протяженность маршрута составляет 9000 км.
На данный момент в исследовании территорий задействовано 5
дельталетов. В ближайшее время в планах организаторов экспедиции
закупка шестого летательного аппарата – российского
производства.
Перспективы: научные и прикладные
Артур Чилингаров, член Совфеда, Герой Советского Союза, Герой
России, президент Фонда содействия сохранению озера Байкал, первый
вице-президент Русского географического общества, доктор
географических наук, член-корреспондент РАН: «К сожалению,
возможности дельталетов недооценены. С их помощью можно провести
действительно уникальные исследования, потому что дельталеты
позволяют исследовать поверхность с большей, по сравнению, со
спутниками, точностью». Йозеф Аккман, научный сотрудник
федерального политехнического института в Лозанне (Швейцария):
«Дельталет для нас — совершенно замечательная платформа. Это
очень легкий самолет, который может взлететь практически с любой
поверхности, взлетно-посадочную полосу для него можно подготовить
очень быстро. В то же время дельталет позволяет установить широкий
спектр оборудования, не изменяя фюзеляж, как это приходится делать
для вертолетов — можно просто повесить оборудование сбоку
дельталета. Мы параллельно ведем работу на воде, собираем пробы
воды, делаем химический, биологический анализ проб. Это гораздо
более эффективно, чем традиционные методы мониторинга и открывает
новые научные возможности». Михаил Слипенчук,
заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам,
природопользованию и экологии, председатель Попечительского совета
Фонда содействия сохранению озера Байкал, председатель
Попечительского совета Всероссийского общества охраны природы,
доктор экономических наук, профессор: «Исследования природных
территорий с помощью дельталетов могут носить не только научный, но
и прикладной характер. С воздуха можно контролировать пожароопасные
лесные массивы, браконьерство, черную вырубку леса, заменить
дорогостоящую и трудоемкую человеческую работу по зимнему учету
диких животных. Стоимость одного дельталета французского
производства составляет порядка 2 млн рублей — это сопоставимо со
стоимостью хорошего автомобиля. Я уверен, что многие субъекты нашей
страны могут позволить себе оснастить определенные службы (пожарную
службу, Росприроднадзор) 1-2 дельталетами для решения специфических
проблем региона». Арнольд Тулохонов, руководитель Научной
программы экспедиции, член Научных советов ФССОБ и РГО, член
Совфеда, член-корреспондент РАН: «В перспективе дельталеты
планируется использовать для учета числа животных, в том числе
нерп, что проблематично произвести на шумных вертолетах. Также мы
планируем определить уровень вод Байкала – это необходимо для
прогнозирования работы Ангарской гидростанции. Кроме того, с
помощью дельталетов зимой мы сможем вычислять так называемы
проталины – трещины во льду, свидетельствующие о сейсмической
активности». Михаил Красноперов, координатор экспедиции
со стороны Лозанны: «Цель проекта для нас состоит в том, чтобы
показать, как можно с помощью международного сотрудничества
развитых стран получить необходимые интересные результаты. В данном
случае речь идет о двух природных жемчужинах – одном из крупных
озер Европы Лемане и достоянии всего человечества российском озере
Байкале. Мы должны сохранять и оберегать их. А для этого их
необходимо изучать». Инициаторами проведения экспедиции
являются Слипенчук и Почетный консул России в Лозанне (Швейцария),
президент Фонда исследований озера Леман eLEMO, почетный доктор
МГИМО, путешественник и полярный исследователь Фредерик
Паулсен.
Организаторы экспедиции «ТрансЕвразийский перелет Леман-Байкал» —
Фонд содействия сохранению озера Байкал (ФССОБ) и Фонд исследований
озера Леман(eLEMO) при поддержке Русского географического
общества,географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
Всероссийского общества охраны природы, Группы компаний «МЕТРОПОЛЬ»
и Международной биофармацевтической компании Ferring.