Несмотря на очень теплый апрель, на Малом море, в районе деревни
Курма лед еще крепкий. С 9 по 12 апреля на льду великого
озера соревновались буеристы всего мира — Кубок является
открытым.
В числе участников — 21 экипаж, гости из Владивостока, Братска,
Новосибирска, Москвы, Казахстана и даже Англии. Англичанин Гаррис
Роланд на Байкале побывал впервые и был просто потрясен красотами.
Но более всего ему запомнились люди и теплый прием. В самом деле,
буеристы — это одна большая семья. В числе участников — и патриарх
буерного спорта Владимир Овчинников. Он — один из тех, кто начинал
развивать этот спорт в СССР, и хотя ему уже восьмой десяток, мастер
до сих пор не сходит с дистанции. Забегая вперед, скажем, что на
Кубке Азии он занял 12-е место. Валентин Титаренко, региональный
командор, он же — организатор соревнований, рассказал:
— Эти соревнования проводились уже давно, в советское время,
после чего прекратились. И были возобновлены 2005 году, но
всегда проводились на льду братского водохранилища. Только в этом
году мы решили попробовать перенести старты на Байкал.
На старт, внимание…
Заезд участников и организаторов соревнований — в пятницу, день
— на подготовку. В ходе нее один невнимательный гонщик едва не
лишился своего средства передвижения — дул такой хороший ветер, что
буер, на котором даже еще не был поставлен парус, отогнало
так далеко, что поймать его удалось только на противоположной
стороне Малого моря.
В субботу, 9 апреля, начались соревнования. Круг — два с
половиной километра, мы с добровольными помощниками, выбранными из
числа болельщиков, отправляемся устанавливать контрольный знак. Это
задача удается с третьего раза: стоило знак поставить, как он тут
же падал.
На соревнованиях присутствовало немало болельщиков, которые не
поленились приехать в такую даль — поддержать своих и, конечно же,
пообщаться. Ведь, к сожалению, это удается не так часто — у
спортсменов Иркутской области нет возможности часто выезжать на
соревнования. Участник соревнований Андрей Асташов, серебряный
призер чемпионата России, заметил:
— Чтобы быстро ходить на буере, надо, чтобы рядом были сильные
гонщики. Раньше мы в своем московском клубе «варились в собственном
соку», результаты были далеки от совершенства. И только когда мы
стали постоянно гоняться с сильными буеристами из питерского клуба,
ездить за границу, у нас немедленно стали расти и результаты, и
уровень мастерства.
Ветер и скорость
В буерном спорте победитель определяется по итогам нескольких
гонок, при этом время прохождения дистанции значения не имеет,
подсчитывается сумма занятых мест. Уже в субботу определились
основные кандидаты на победу. Андрей Асташов из Москвы и Роман
Копылов попеременно отбирали друг у друга первые места. Андрей шел
с таким отрывом, что зрители восхищались:
— Как идет!…Мотор у него, что ли!
Во второй день погода не баловала условиями: изначально старт
был назначен на 10 утра, но ветра не было, и старт переносили
дважды. В итоге первая гонка дня стартовала почти в обед. Затем
ветер разошелся, и время прохождения круга было лучше, чем
накануне. Как объявил главный судья Роман Елыков, в среднем
максимальная скорость на круге составила около 75 километров в
час.
— Маловато! — заметил судья, — быстрее бы надо!
Разумеется, мы не могли уехать, не попробовав освоить этот
чудо-снаряд, который безо всякого мотора способен развивать самые
высокие скорости — до 150 километров в час. Ознакомить с работой
буера взялся Алексей Чусов из Новосибирска.
Для начала буер надо «растолкать», то есть бежать вместе с ним,
поэтому для гонщиков немалое значение имеют спринтерские кондиции.
Обувь гонщика — это легкоатлетические шиповки. Разогнав машину,
спортсмен на ходу укладывается в него — управлять буером можно
только лежа, разве что приподнимать голову для лучшего обзора.
Держать голову на весу очень скоро становится проблемой, мышцы шеи
начинают болеть уже через пару минут, поэтому у гонщиков есть
специальные резинки, поддерживающие голову. Еще в экипировку
гонщика входят шлем и очки. Посредине — руль, он направляет буер
вправо-влево, рулить им довольно просто, машина очень хорошо
слушается. Еще у гонщика в руках шкот, благодаря которому он может
управлять парусом. Но, даже приподняв голову, гонщик все равно
имеет очень плохой обзор, непосредственно перед глазами — только
трасса, и хорошо еще, если она свободна.
Увидеть соперника не всегда возможно. Мы прокатились по чистому
льду, а если бы справа и слева на контрольный знак торопились
соперники? Что может быть в таких случаях, мы увидели во второй
день соревнований: один из гонщиков протаранил другому левый
борт, и хрупкое дерево разлетелось в щепки. Буер стоит около 2
тысяч евро, и, как нам рассказал главный судья, если участники
столкновения сами не приходят к мирному разрешению вопроса «Кто
виноват?», то подается протест в федерацию.
— Ну, все, отгонялся я с этим буером, — печально сказал
потерпевший, направляясь к базе, в то время как прочие вновь
собираются на старте. Во второй день прошло четыре гонки.
Планировалось, что соревнования продлятся до 13-го, но при хорошем
ветре есть шанс завершить гонки раньше.
День заключительный
На третий день, 11 апреля, гонщики проснулись под шум
сильнейшего ветра — настоящая музыка для истинного гонщика! Ведь на
улице — по-летнему теплая погода, и лед с каждым днем стремительно
темнеет, наливаясь лужами. Надо спешить! Конечно же, все гонки
проходят под наблюдением сотрудников МЧС, но такого теплого апреля
не было уже давно. В понедельник и удалось завершить соревнования.
В буерном спорте в призеры попадают шестеро участников, и в их
числе — наш земляк, братчанин Никита Тимофеев.
Чемпион Кубка Азии-2011 Андрей Асташев, который представляет
московский флот, является вице-чемпионом России, он — неоднократный
участник чемпионатов мира и Европы. На Байкале он впервые, но
мечтал здесь побывать уже давно. Он оценил уровень
соревнований:
— Сложными были два момента: на Байкале очень большие просторы
по сравнению с Москвой и даже по сравнению с Балтикой, где мы часто
соревнуемся. И здесь мне лично было очень сложно ориентироваться,
были даже моменты, когда я проезжал мимо контрольных знаков, потому
что их очень плохо видно, плюс высокая скорость, и я знаки не раз
проскакивал, потом приходилось возвращаться назад. Второе — местный
ветер очень неустойчивый по направлениям. На буере обычно
разгоняешься и стараешься делать минимум поворотов, только на знак,
но здесь можно при таком раскладе оказаться в очень невыгодном
положении относительно ветра. И несколько раз местные гонщики меня
на этом обходили. Качество льда? Скажем так: близко к очень
хорошему. Тем более для этого времени года! И порадовало то, что
здесь нет проблем в плане безопасности, не нужно думать о трещинах
или в торосах.
Источник: Комсомольская правда