МК: «Миры» установят рекорд мира

Научный подводный флот России продолжает
исследовать дно Байкала. На 29 июля запланировано рекордное
погружение мини-подлодок в озеро. Предполагается, что «Миры»
достигнут самой глубокой точки Сибирского моря. Для регистрации
нового достижения в порт Турка прибыл главный редактор «Книги
рекордов России». Как аппараты и гидронавты готовятся к уникальному
погружению, узнал спецкор
«МК». На теплоходе подплываем к барже, которая на время экспедиции
стала для ученых плавучей лабораторией. На гигантской платформе —
64 метра в длину и 13 в ширину — вырос целый научный городок.
Вагончики, собранные из специальных модулей, приспособили под
каюты, лаборатории, механические мастерские и камбуз. Для переноски
«Миров» на воду на барже установили 100-тонный гидравлический кран.
Чтобы платформа была более устойчива, на нее погрузили чугунные
чушки. «Миры», ранее работавшие только в морях и океанах, успешно
прошли проверку в пресной воде. Для увеличения плавучести аппаратов
на их корпусах установили панели из легкого и прочного материала —
синтактика. – Не вздумайте написать, что «Мир» — это батискаф, —
говорит инженер-гидротехник Алексей Фиронов. — Наши глубоководные
аппараты — это автономные миниатюрные подлодки, которые могут
зависать на любой глубине, а также двигаться в любом направлении.
Забираемся в чрево субмарины. «Мир», как космический корабль, весь
напичкан приборами. Кроме двух компьютеров, на его борту
установлены многочисленные датчики, которые фиксируют условия
водной среды, а также устройства для отбора и хранения проб воды,
каменного материала, донных осадков и живых организмов. Для сбора
образцов на глубоководном аппарате установлены «руки»-манипуляторы.
— Озерных жителей собираем специальным всасывающим устройством и
помещаем в контейнер, — объясняет шеф-пилот «Мира» Анатолий
Сагалевич.
* * *
Провожать экипажи в рейс будет руководитель экспедиции,
член-корреспондент РАН Артур Чилингаров. Уже известно, что «Мир-1»
будет пилотировать профессор океанолог Анатолий Сагалевич. С ним на
дно Байкала в качестве наблюдателей отправятся глава
попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Михаил
Слипенчук
и президент Республики Бурятия Вячеслав
Наговицын. «Миром-2» будет управлять опытнейший гидронавт Евгений
Черняев. В состав второго экипажа войдут парламентарий Владимир
Груздев и директор Байкальского института природопользования
Арнольд Тулохонов. Руководитель проекта Артур Чилингаров в
рекордном погружении участвовать не будет. Спуститься на дно
Байкала он планирует 2 августа, тем самым отметив годовщину своего
легендарного погружения на дно Северного Ледовитого океана в точке
географического полюса. Для шеф-пилотов «Миров» эта экспедиция на
Байкал не первая по счету. В 1977 и 1991 годах они уже рулили в
здешних водах на глубоководных аппаратах «Пайсис». Тогда
гидронавты, бывало, шли на глубину как в гигантском лифте, двигаясь
вдоль абсолютно вертикальной скалистой стены, которая уходила вниз
более чем на километр. Спрашиваем у наблюдателей — новичков в
глубоководном погружении: захватят ли они с собой на дно иконки и
другие обереги? — Главное, чтобы крест был в душе, — считает
кандидат географических наук Михаил
Слипенчук
.
А президент Бурятии говорит, смеясь, что, готовясь к погружению,
начал делать по утрам зарядку. В рейс гидронавты захватят с собой
контейнеры с питанием. «Тормозок» соберет для экипажа бессменный
повар научно-исследовательского судна «Академик Келдыш» Николай
Трущенков, который приехал вместе с «Мирами» из Калининграда. В
сухой паек войдут чай, минеральная вода, сок, бутерброды, пачка
печенья и шоколад. — Гидронавтам приходится работать в замкнутом
пространстве. Главное требование к питанию: не брать на погружение
продукты с резким запахом, например копченую колбасу или апельсины,
— объясняет шеф-повар. — Не включаем мы в паек и острую пищу,
вызывающую жажду. — А красное вино? Оно ведь положено подводникам.
— Во время погружения действует «сухой закон». Захватят с собой на
глубину гидронавты и теплую одежду. Капсула по соображениям
экономии электроэнергии не обогревается. А температура внутри сферы
может упасть на дне до 10-12 градусов. Экипировку экипажам
подготовит инженер Лидия Бирюкова, которую гидронавты называют
«нашей мамкой». — Каждому члену экипажа собираю сумку, куда кладу
утепленный комбинезон, шерстяные носки, два полотенца и бумажные
салфетки. Во время погружения внутри сферы скапливается конденсат,
пол бывает сырой. Чтобы носки не промокали, гидронавтам требуется
захватить с собой на борт тапочки. Но в «Мирах» учитывается каждый
грамм. И чаще всего члены экипажа одевают на ноги полиэтиленовые
пакеты. Прежде чем подняться по приставной лесенке в глубоководный
аппарат, гидронавты снимают обувь. «Мир» они считают своим домом.
Как только экипаж окажется внутри сферы, матрос палубной команды
тщательно задраит люк. Пилот в свою очередь откроет вентиль
кислородного баллона, включит вентиляторы системы очистки воздуха.
Судовой кран подхватит 18-тонный аппарат и плавно опустит его за
борт. К плавающей на воде красно белой «рыбке» подплывет резиновая
лодка. Матрос в гидрокостюме отцепит трос. — Экипаж включит насосы
высокого давления, будет слышен шум воды, поступающей в танки —
балластные цистерны. Лица гидронавтов в иллюминаторы мы вряд ли
увидим, самое большое из окошек «Мира» всего-то 20 см в диаметре.
Совсем скоро экипаж окажется на глубине, куда не проникает свет, и
включит прожекторы. На экране бортового компьютера будут показаны:
температура воды, глубина, электропроводность, содержание
кислорода, скорость и направление течений: Инженеры с большой
неохотой говорят о максимальном сроке, который экипаж может
провести под водой. Выясняется, что формально срок автономности
составляет четверо суток. Полностью заряженные аккумуляторы могут
обеспечить аппарату 24 часа интенсивной работы. Бортовых запасов
кислорода и гидроокиси лития, поглощающей углекислоту, хватит на 30
часов. Плюс в каждом из «Миров» есть трехсуточный аварийный запас,
но его использовать, к счастью, еще не приходилось. Если «Миру»
потребуется экстренное всплытие, гидронавты могут сбросить
аварийный балласт, который состоит из никелевой дроби. Пилот
Евгений Черняев припоминает: такое было однажды из-за резкого
ухудшения погоды. Точка глубоководного погружения «Миров»
определена эхолотом. Учитывая, что средняя скорость каждого из
аппаратов около 30 метров в минуту, рекордное погружение продлится
около 3-4 часов. В дальнейшем в рамках научной программы экспедиции
намечено исследовать грязевые вулканы «Маленький», «Большой»,
«К-2», «Санкт-Петербург», Баргузинский и Чивыркуйский проливы,
Кукуйский каньон, дельту реки Селенга, Обручевский сброс в районе
острова Ольхон.
Гремячинск, Байкал.

VK
OK
Facebook
WhatsApp
Telegram