РИА Новости: Глубоководные исследовательские аппараты «Мир 1» и «Мир 2»

В настоящее время «Миры» имеют плотный график работы,
оборудование, необходимое для экспедиции на Байкале, уже отправлено
в Иркутск, в ближайшее время туда вылетит техперсонал, сообщил РИА
Новости представитель Фонда содействия сохранению озера Байкал.

«Так что, скорее всего, маловероятно, что «Миры» смогут принять
участие в ликвидации последствий катастрофы в Мексиканском заливе»,
— сказал собеседник агентства.
Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир 1» и «Мир 2» были
построены в Финляндии фирмой Rauma Repola в 1987 году. Аппараты
создавались под научно техническим руководством ученых и инженеров
Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова. Создание аппаратов
было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В
декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов
в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир 1») и 6120 метров («Мир
2»). Аппараты были установлены на судне обеспечения «Академик
Мстислав Келдыш», построенном в 1981 году в Финляндии и
переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными
испытательными аппаратами.

С применением ГОА «Мир 1» и «Мир 2» проведено 35 экспедиций в
Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций
по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ)
«Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных
технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний
радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на
дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную
герметизацию носовой части лодки. Российскими научными учреждениями
разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир»
провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее
аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой
аварии.

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования
корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе
погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были
использованы для создания художественных и научно популярных
фильмов, среди которых Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the
Deep, Ghost of the Abyss.

В январе сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН
совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов
«Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов,
частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей
сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир
1» и «Мир 2» получили сертификат на класс от международного
регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.
2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика 2007» был совершен
первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке
географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время
этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый
российский флаг. Достижения этой экспедиции занесены в книгу
рекордов Гиннеса.

В 2008 2009 годах прошла научно исследовательская экспедиция
«Миры» на Байкале». Комплексная программа научного исследования
озера Байкал готовилась Российской академией наук. Большая часть
исследовательской программы осуществлялась с применением
глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Целью экспедиции был сбор
информации и использование полученных данных в прогнозировании
различных природных процессов, погружение на максимальные отметки
дна озера Байкал, исследование мест выхода подводных
гидротермальных источников и грязевых вулканов, изучение дна
Баргузинского залива. Среди задач экспедиции также — исследование
углеводородов Байкала и определение их запасов, получение точных
данных о тектонических процессах на дне озера, состоянии береговой
линии, поиск археологических артефактов.
Летом 2010 года экспедиция на Байкал будет продолжена.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов
«Мир»:

 

Рабочая глубина погружения 6000 метров

Запас энергообеспечения 100 кВт час

Запас жизнеобеспечения 246 чел. час

Максимальная скорость 5 узлов

Запас плавучести (с поверхности) 290 килограммов

 
Сухой вес 18,6 тонны

Длина 7,8 метра

Ширина (с боковыми двигателями) 3,8 метра

 
Высота 3 метра

Экипаж 3 человека

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и
открытых источников

VK
OK
Facebook
WhatsApp
Telegram