ТВ Центр: После трех лет работы в акватории Байкала глубоководные аппараты МИР-1 и МИР-2 вернулись в Калининград

За время экспедиции с помощью батискафов на дне озера удалось
найти вагон, в котором, возможно, перевозили золото Колчака;
исследователи открыли новые виды микроорганизмов и подняли на борт
образцы топлива будущего – кристаллические соединения метана
После трех лет работы в акватории Байкала глубоководные аппараты
«Мир-1» и «Мир-2» вернулись в Калининград. За время экспедиции с
помощью батискафов на дне озера удалось найти вагон, в котором,
возможно, перевозили золото Колчака. Но сам ценный груз «Миры» пока
не обнаружили, зато исследователи открыли новые виды
микроорганизмов и подняли на борт образцы топлива будущего –
кристаллические соединения метана. Подробнее – Владимир Гладюк.

Мощный “Руслан”, преодолев более 7000 километров, плавно
приземляется на военном аэродроме под Калининградом. На его борту –
глубоководные аппараты “Мир-1” и “Мир-2”. Они прибыли на родину,
отработав в акватории озера Байкал три летних сезона. По словам
пилотов, груз с ценным оборудованием пришлось транспортировать
особенно нежно.

Алексей Ярушин, пилот Ан-124:
– Давление разное же – что на земле, что в воздухе. Поэтому
специальные системы, установленные на самолете, позволяют
перевозить такие грузы. То есть герметизировать можно, кабина
надувается, поддерживается температура. Приборам и самим аппаратам
ничего не угрожает во время перевозки, на любой высоте.

Морские глубоководные аппараты впервые опустились на дно
пресноводного озера. Поэтому на батискафах прикрепили
дополнительное балластное приспособление. Ведь плотность соленой
воды гораздо выше пресной.

Вячеслав Кушников, заведующий отделом глубоководных обитаемых
аппаратов института им. П.Ширшова:
– Вот, пожалуйста, дополнительные блоки из синтактика были
подвешены, для того, чтобы в пресной воде можно было погружаться. В
океане их обычно снимают.

За время экспедиции аппараты совершили 176 погружений. В ходе
последнего ученые пытались разгадать тайну, которая преследует
историков со времен гражданской войны.  На глубине 600 метров
экипаж аппарата “Мир-2” обнаружил несколько брусков с характерным
золотым отливом. Тогда было выдвинуто предположение, что это и есть
золото Колчака. Впрочем,на этот раз сенсации не получилось.

Сергей Смолицкий, старший механик команды группы “Мир”:
– В конце экспедиции несколько спусков было в районе
предполагаемого крушения предполагаемого поезда, на котором везли
предполагаемое золото. В прошлом году нашли вагон. В этом году
ничего не нашли. Если бы оно там было, то “Миры” были бы абсолютно
способны его найти и поднять.

Зато исследователи открыли новый вид биологических
микроорганизмов, обнаружили места выхода нефти. Подняли на борт
образцы ценнейшего газогидрата – метана, который под воздействием
низкой температуры и давления превратился в подобие льда. Ученые
подсчитали, что из одного кубометра кристаллического соединения
получается 180 кубометров природного газа.

Сергей Смолицкий, старший механик команды группы “Мир”:
– Считается, что газогидраты – это топливо будущего, но пока
совершенно непонятно, как их поднимать в промышленном количестве,
потому что они располагаются глубоко, и поднять на поверхность их в
целости очень трудно. Они испаряются по дороге.

Исследователи, прибывшие в Калининград, заявили, что
глубоководные аппараты свою задачу на Байкале выполнили. Но
батискафы в родном порту надолго не задержатся.

Владимир Гладюк, корреспондент:
– Этой зимой “Миры” будут находиться в специальных закрытых
ангарах. А летом их ждет погружение на дно Женевского озера. Вполне
возможно, аппараты вернутся на Байкал, но это может произойти после
того, как ученые обработают данные, накопленные за 3 года
экспедиции.

Владимир Гладюк, Евгений Бекиш.