Улигеры

Героический эпос бурят — улигеры — это большие стройные поэмы, богатырские эпопеи стихотворной формы размером от 5-6 до 20-30 тысяч строк. Сегодня очень трудно определить время его создания . Академик Б.Я. Владимирцов считал, что этические сюжеты у монголоязычных народов начинали развиваться с конца XII века. Иное мнение высказал А. И. Уланов. Он полагал, что эхирит-булагатские улигеры оформились в середине первого тысячелетия. М. П. Хомонов полагал, что вообще методологически неправильно искать в улигерах конкретные хронологические даты. В эпосе, по его мнению, отражен древнейший период истории бурятского народа, еще недостаточно изученный.

Кроме того, определить время создания эпоса очень трудно еще и потому, что сам эпос постоянно видоизменялся. Он несет заметное влияние русского языка, оказавшего воздействие, начиная со второй половины XVII века. И это воздействие очень заметно. К примеру, в наиболее архаичном улигере «Айдурай Мэргэн» упоминается Тобольск, основанный русскими в 1587 году. Поэтому исследователи бурятского эпоса склонны считать, что географические названия, во всяком случае, многие из них, проникли в текст эпоса в более поздние времена.

Эти замечательные сказания, являющиеся энциклопедией народной жизни отдаленных времен, дают широкие картины быта, экономики, хозяйственной жизни, отражают идеологию различных эпох. В них вплетаются элементы фантастики, мифотворчества и первобытной космогонии. Фантастический мир, художественный вымысел и величественные образы древних мифов в улигерах причудливо сочетаются с яркими реалистическими картинами.

В эпических произведениях более раннего периода даются подробные описания жизни охотника-зверолова и скотовода, в поисках зверей и пастбищ вынужденного большую часть своей жизни проводить в бесконечных переходах по равнинам, горам и лесам, переплывать через большие реки и озера. Но в основе своей улигеры являются песнями героического характера, рассказывающими о битвах древних богатырей и мэргэнов с различными зооморфными персонажами, многоголовыми чудовищами и иноземными ханами.

Действия в улигерах развертываются вокруг подвигов главного героя, именем которого обычно и названо эпическое сказание.

Герои улигеров ведут борьбу не за личное благополучие, а за жизнь и счастье своего народа и племени. Эта борьба всегда очень трудна. Герою приходиться напрягать все силы, иногда он жертвует собою для счастья народа.

Подвиги былинных богатырей являлись идеальной нормой поведения для каждого члена общества, а сам герой был образцом для подражания. На былинных героях воспитывалось не одно поколение прошлых веков. Улигеры в среде древних племен учили людей жить, они были устными сборниками общественных идей, идеалов, этических норм, они помогали разобраться и оценить явления общественной жизни, воспитывали людей в нормах обычного права и морали, свойственных данному строю общества.

Бурятский народ в далеком прошлом не имел письменности и фиксировал в улигерах явления окружающей действительности. Улигеры заменяли собою литературу, искусство и писаную историю.

Нелегкий труд охотника, ненадежность охотничьего промысла породили у отдаленных предков бурят много поверий, обрядов и запретов. В охотничьей магии большую роль играло исполнение героических сказаний. По свидетельству тункинских, боханских и агинских бурят, у охотничьих костров часто рассказывались сказки, улигеры, которые посвящались хозяину тайги — Хангаю. Последний в знак благодарности «одаривал» охотников дичью. Упоминания об обычае бурят рассказывать перед охотой сказки и улигеры имеются в этнографической литературе и в трудах по эпосу.

Остаточным явлением древнего производственно-магического обряда исполнения улигеров перед охотой является то, что отдельные буряты и сейчас, отправляясь на охоту, берут с собою изображение Гэсера, считая, что он приносит удачи на охоте. Многие старики до сих пор уверены в том, что сказителю за хорошее исполнение эпоса о Гэсере в качестве вознаграждения с неба спускался верховой конь в полной сбруе.

В старину улигеры, видимо, исполнялись и как боевые песнопения, вдохновляющие воинов на активное выступление против иноземных вторжений. Позднее функции улигеров несколько меняется. Доминирующей становится художественно-воспитательная роль. Улигеры теперь исполняются преимущественно для развлечения, увеселения, получения эстетического удовольствия.

За время своего долгого бытования улигеры бурят претерпели значительные изменения. Одни эпические сюжеты подвергались переделкам, — так появлялись новые варианты улигеров, рождались новые сюжеты; другие утеряны, забыты.

Героико-эпические произведения никогда не превращались в мертвые, застывшие формы, а продолжали развиваться, в каждую эпоху вбирая в себя новое содержание.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что у бурят до наших дней сохранилось богатое эпическое творчество. Бурятские героико-эпические сказания, именуемые улигерами, ‘были созданы как особый вид героического эпоса в период XII-XIV веков. Их можно сейчас встретить во многих районах с бурятским населением как в Прибайкалье, так и в Забайкалье.

Улигеры, некогда заменявшие древнему буряту и литературу, и искусство, и писаную историю, до сих пор продолжают доставлять слушателям эстетическое удовольствие.

Изучение бурятского героического эпоса показало, что в этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе. В образах былинных богатырей и мэргэнов воплощены героические идеалы народа — идеалы мужества и доблести, благородства и самопожертвования, любви к родной земле. Эти качества воспитаны всем ходом исторического развития и той вековой борьбой, которую приходилось вести народу, защищая от врагов свой род, свое племя.

Предки современных бурят в улигерах отзывались на все события, выражали в улигерах свои взгляды на мир, свои впечатления и переживания, ставили волновавшие их вопросы и давали на них посильные ответы.

Бурятские улигеры, создававшиеся в течение многих столетий, а может и тысячелетий, отражают не какую-нибудь одну эпоху, один тип общества. За длительный период бытования они никогда не прекращали своего развития, напротив, они жили полнокровной жизнью, в каждую историческую эпоху вбирая в себя новое содержание из окружающей действительности, которое наполняло и обогащало старое содержание. Поэтому улигеры — ценный источник изучения исторического и этнографического материала, этических и эстетических взглядов народа.

Источники:

burweb.ru

www.rosculture.ru

www.owasia.ru

tradkulzab.narod.ru

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в telegram
Telegram