ВЕСТИ.ру: Впервые в чужой стихии

Знаменитые глубоководные батискафы «Мир-1» и «Мир-2» готовы к
вылету из Калининграда на Байкал. Наши ученые полны энтузиазма
разгадать тайны самого большого пресного озера планеты и разведать
запасы нефти и газа. Первые погружения — уже в конце июля.
Их отстыковывают от палубы и с помощью судового крана на
специальных креплениях-подушках бережно опускают в кузова
большегрузов. Казалось бы несложный маневр занимает два часа.
Ученые внимательно следят, чтобы 19-тонные аппараты очень плавно
опустились в трейлер.
Все навесное оборудование, фото и видеокомплексы, прожектора,
которыми оснащены «Мир-1» и «Мир-2» были заранее сняты с аппаратов.
Однако лишь часть демонтированного упаковали, чтобы отправить к
месту экспедиции. Остальное оборудование убрали специально, чтобы
сделать батискафы как можно легче. Впервые погружаться им предстоит
не в морскую, а в пресную воду, плотность которой значительно
меньше соленой. «Вода пресная, поэтому аппарат становится тяжелей.
Соответственно, мы снимаем то оборудование, которое можно не
использовать при этих работах. Спецоборудование, которое было
поставлено для работы на Северном Полюсе», — объясняет пилот
глубоководного аппарата Евгений Черняев.
Эта экспедиция будет по своему уникальной. Байкал, который
предстоит изучать гидронавтам, — самое большое и загадочное озеро в
мире. Еще в 1991 году российским ученым удалось открыть там
удивительное явление — гидротермальные поля, такие же, как «черные
курильщики», обнаруженные на дне океана. Возле них кипит
удивительная жизнь альтернативной формы, основой которой является
не кислород, а сероводород. Из 2500 видов животных, обитающих
здесь, больше половины нигде не встречается. С помощью
манипуляторов на глубине около 1700 метров гидронавты планируют
взять пробы грунта и разведать месторождения полезных ископаемых.
«Уже обнаружены выходы нефти на дне озера Байкал. Мы будем
досматривать и эти районы. И там же – газогидраты. Перспективный
вид топлива, это газ в твердом состоянии», — говорит Анатолий
Сагалевич, участник экспедиции «Арктика-2007», зав. лабораторией
глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН.
Жить и работать ученые будут на плаву в вагончиках, установленных
на огромной барже. За два месяца каждый батискаф совершит тридцать
погружений. Организаторы экспедиции уверены, что это уникальное
исследование позволит разгадать немало тайн древнейшего озера. «У
нас много легенд о золоте Колчака. Есть факты о караванах, которые
там затонули, обозов с серебром. Планируем опуститься и на самые
большие глубины и сделать географические открытия», — сообщает
Роман Афонин, директор Фонда содействия сохранению озера
Байкал.
Из торгового порта необычный груз вывезли ранним утром. Колонна
трейлеров с машинами сопровождения двинулась в сторону военного
аэродрома. Еще накануне здесь приземлился транспортный самолет
«Руслан». Чтобы поднять на его борт глубоководные аппараты,
специалисты ведущей авиакомпании по перевозкам нестандартных и
крупногабаритных грузов заранее разработали целую схему. К самолету
пристыковали рельсовую дорожку, на которой закрепили
сконструированные специально для аппаратов тележки. Эти устройства
в течение всего полета будут удерживать батискафы в состоянии
равновесия. В ближайшее время из Калининграда «Руслан» вылетит в
Улан-Удэ. Аппараты «Мир-1» и «Мир-2», покорившие глубины мирового
океана, сегодня впервые за свою двадцатилетнюю историю поднимутся в
небо.

 

VK
OK
Facebook
WhatsApp
Telegram