Восточно-Сибирская правда: Если наука не идёт к студенту, студент идёт к науке

Об озёрах с «Миром»

В Лимнологическом институте в День науки некоторые студенты
впервые узнали, что «лимнос» – это озеро, а значит, Лимнологический
институт занимается наукой об озёрах. Среди лабораторий, коих в
институте 12, есть уникальные, изучающие биологию водных
беспозвоночных, ихтиологию. Поскольку всё-таки большинство
студентов колледжа  знают о Байкале многое благодаря школьному
курсу «Байкаловедение», наибольший интерес экскурсантов вызвали
«последние известия», или истории, связанные с глубоководными
исследованиями с участием отечественных аппаратов «Мир-1» и
«Мир-2».

В последнем сезоне учёные провели погружения в районе залива
Малое море, расположенного между западным побережьем озера и
островом Ольхон, а также центрального и южного Байкала. Они
исследовали фауну озера, движение береговой линии, грязевые
вулканы, тектоническую активность на дне озера, продолжили поиски
археологических артефактов. О последней экспедиции «Мира» на дно
Байкала студенты решили узнать подробнее. На «Мирах» было 
установлено много различного навесного оборудования – и водозабор,
и эхолот, и гидролокатор. Специальные приспособления позволяли
выполнять почти ювелирную работу, в том числе поднимать хрупкие
вещи. Таким прибором, например, поднимали вещи с «Титаника».

Под толщей воды (а самая глубокая точка Байкала – 1642 метра) на
аппарат оказывается очень сильное давление. И спуск, и подъём
«Мира» – процессы очень сложные. Но действия команды, которые
студенты видели на видеокадрах, поражают своей слаженностью.
Учитываются и ветер, и волна, и инерция: всё-таки аппарат весит
почти 20 тонн.  Надо отметить, что на борту «Миров» всегда
есть тёплая одежда. Дело в том, что когда только садишься в
аппарат, то температура вполне комфортная – градусов 25 тепла, а
под водой корпус остывает и образуется конденсат. Становится
достаточно прохладно – температура опускается до 15 градусов.

Основная задача погружений – сбор информации об озере. Среди
объектов  исследований – газогидраты, поскольку их
рассматривают как альтернативный источник топлива. И места
естественного выхода нефти. Они  уникальны, поскольку являются
своеобразным оазисом: нефть не только не загрязняет воду, а даже
наоборот. Живые организмы концентрируются в районе выбросов и
питаются углеводами. В результате подводная жизнь здесь гораздо
богаче, чем в других местах.

Конечно, после такого рассказа об экспедиции студенты стали
мечтать о следующей экскурсии в День науки в исследовательские
глубоководные лаборатории. Чтобы мечты не казались чистой
абстракцией, каждому экскурсанту был выдан сертификат участника
научного праздника Лимнологического института.

День науки не стал для первокур-сников банальным поводом
прогулять основные занятия в колледже. По признанию участников
экскурсий, никто не пожалел о времени, проведённом в научных
институтах. Будучи под большим впечатлением, ребята поздравили
учёных с профессиональным праздником, искренне пожелали им
процветания и экскурсантов, стремящихся к просвещению. И решили,
что отныне каждый год они будут поздравлять работников науки.

 

 

VK
OK
Facebook
WhatsApp
Telegram