Коллективный член Русского географического общества










«Сто чудес Байкала»

Культурное и историческое наследие

    Номинация 4. КУЛЬТУРНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

    Дорогие друзья! Если вы готовы к поездке на Байкал в случае победы в голосовании, сообщите свои контакты (e-mail, телефон) для связи.



    • ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
    • Ансамбль построек музея Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО) – главный корпус, библиотека, ворота, ограда – был построен в Иркутске в 1882–1891 годы в мавританском стиле по проекту архитектора Г.В. Розена на углу улицы Большой (сегодня Карла Маркса) и Набережной Ангары (бульвар Гагарина). Указом президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года музейный комплекс поставлен на государственную охрану федерального значения. За все время существования ансамбль не менял своего первоначального назначения, и сегодня это основные экспозиционные площади Иркутского областного краеведческого музея.
    • Иркутский областной художественный музей - богатейшая сокровищница изобразительного искусства в Сибири, один из самых крупных в России. Коллекция картин, принадлежавших Владимиру Платоновичу Сукачеву (1849-1920), местному городскому голове, послужила основой для создания художественного музея. Мечтая об общедоступной галерее, он еще в 1870-х годах приобрел в Петербурге ряд полотен русских художников. Сегодня фонды музея насчитывают свыше 20 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В составе коллекции - небольшое, но исключительно редкое собрание памятников палеолитического искусства Прибайкалья, одна из самых значительных на территории Сибири коллекций икон и деревянной скульптуры XV-XVIII вв. с самобытной иконой сибирского письма. Наиболее значительная и интересная часть коллекции - произведения русских художников XVIII-XX веков. Раздел искусства Западной Европы XVII-XIX веков включает полотна признанных живописцев Голландии, Италии, Франции, Германии, Австрии. Собрание искусства стран Дальнего Востока - в основном Китая и Японии - является одним из лучших среди российских музеев. Большой интерес представляют сибирский портрет XIX века и произведения современных иркутских мастеров.
    • Иркутск обладает самым большим из городов Сибири разнообразием памятников деревянного зодчества XIX века. Деревянное зодчество Иркутска – пример ярчайшего и самобытного проявления национальной русской культуры, ее самостоятельная и неотъемлемая часть. Обычай украшать дом богатой резьбой и узорами пришел из языческих времен. Считалось, что узоры, как и орнамент, являлись магическими знаками, оберегали, охраняли дом от вторжения в него злых сил, способствовали процветанию и обеспечивали хозяину богатый урожай. В истории русской домовой резьбы иркутские барочные наличники занимают особое место. Такого разнообразия и совершенства в исполнении волют не встретишь ни в каком другом городе Сибири или европейской части России. Яркими памятниками деревянного зодчества являются: старая резиденция генерал-губернатора конца XVIII века, дом Трапезникова, дом Сизых конца XVIII века, здание духовной семинарии (1846 год) и здание городского театра (1897 год), самое старое деревянное здание Иркутска - дом Шубиных (1781 год) - и деревянные здания 19 века - дом князя Трубецкого и дом Шастина ("Кружевной дом") с замысловатой резьбой.
    • Архитектурно-этнографический музей Тальцы – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX вв. Он расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу.
      В музее ретроспективно воссоздано четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Сегодня фонды музея насчитывают 13 тысяч экспонатов.
      Ежегодно музей посещают 125–130 тысяч человек. Заслуженно пользуются любовью иркутян традиционные народные праздники, проводимые в музее: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
    • Это один из старейших музеев Сибири. 9 мая 1919 года состоялось первое заседание "Общества изучения Прибайкалья". При обществе создан музей — ныне музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. В 1921 году в здании бывшего Реального училища (ул. Ленина, 11) открылся Прибайкальский областной музей. В 1923 году постановлением Бурятского революционного комитета он был реорганизован в Бурят-Монгольский национальный музей (Верхнеудинский краеведческий музей).
      С 1978 по 1990 годы музей находился в составе Бурятского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея, а после реорганизации стал именоваться музеем истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.
      Коллекция музея разбита на три раздела: культурно-исторический, естественно-исторический, общественно-экономический. Уникальность фондовых собраний музея составляет буддистская коллекция. Это культовые предметы, попавшие в фонды в 30-е годы из закрывшихся дацанов. Они являются памятниками истории и культуры мирового значения.
      Наибольшую ценность по историко-культурной и музейной значимости представляет «Атлас тибетской медицины» - выдающийся памятник изобразительного искусства и разносторонний источник для изучения средневековой культуры буддистского мира.
      Особое место занимают предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней. Гордостью фондовых коллекций и экспозиций музея составляет фонд редких книг, в состав которого входит буддистская литература на тибетском и старописьменном монгольском языке, книги старообрядцев и книги легендарного первопечатника Ивана Федорова.
      В Музее истории Бурятии им. М.Н.Хангалова работают две постоянно действующие музейные экспозиции: «Хронограф Бурятии» и «Сакральная картина мира в буддизме».
    • Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Был открыт для посетителей в 1973 году. Музей расположен в городской черте Улан-Удэ. Он занимает территорию в 37 га. Основная задача музея - это сбор, реставрация, комплексное экспонирование и изучение памятников материальной культуры народов Забайкалья.
      Территория музея разделена на несколько комплексов: археологический, эвенкийский, бурятские Предбайкальский и Забайкальский, старожильческий, старообрядческий, городской.
      Экспозиция каждого комплекса представлена в виде характерного для поселений прошлого века усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и т. д. Единый ансамбль комплексов под открытым небом, а также природный ландшафт создают подлинную и многообразную картину жизни и быта эвенков, бурят, русских с начала XIX по начало XX в.
      В музее можно увидеть традиционные для Забайкалья жилища - чумы эвенков, войлочные юрты бурят. Помимо жилых строений здесь представлены памятники деревянного зодчества, связанные с хозяйственным укладом и общественной жизнью - буддийский дуган "Деважин", церковь из старообрядческого села Никольское, часовни.
      В музее сосредоточено несколько типов «плиточных» могил, «оленный» и «сторожевой» камни, часть скалы с древними красочными рисунками. С культурой обработки железа были связаны племена хунну. Два жилища хунну перевезены в музей и реконструированы. Тюркское время представлено разными типами могил. С острова Ольхон перенесены «шатровые» могилы, из Джидинского района - «херексуры».
    • Байкальский музей начал свою историю в 1928 году – с открытия лимнологической станции в пос. Листвянка. В 1961 году на ее базе был создан Лимнологический институт СО АН СССР, а в 1993 году на базе экспозиции института был основан Байкальский музей.
      Это один из трех существующих лимнологических музеев в мире и единственный в России. Он расположен на берегу озера Байкал, у истока реки Ангары. Созданный большим коллективом ученых-байкаловедов, музей освещает сбалансированную экологическую систему самого большого хранилища пресной воды на Земле. Основная научная задача музея состоит в сборе, хранении и монографическом описании коллекций байкальских гидробионтов.
      Особое значение имеет систематизация и сохранение генофонда эндемичной байкальской флоры и фауны. За годы существования музея собрано 17 видов коллекций, содержащих более 16 тысяч единиц хранения.
      В музее существуют четыре крупные экспозиции:
      I. Аквариумная, состоящая из демонстрационной, карантинной и экспериментальной частей, запущена в эксплуатацию в 2004 году. Уникальная система водообмена в аквариумах не имеет аналогов в мире, использует без очистки природную байкальскую воду, поступающую с глубины более 400 м.
      II. Виртуальное погружение на дно Байкала, или «Батискаф», дает возможность увидеть и почувствовать Байкал, став участником путешествия в его водную среду по подводным склонам и дну вплоть до максимальных глубин.
      III. Дендропарк, расположенный на территории, прилегающей к зданию музея, является живой экспозицией, отражающей растительный мир Байкальского региона, в частности, уникальные ландшафты и редкие, исчезающие и полезные растения.
      IV. Байкальский музей, используя все накопленные знания и сведения о прошлом, настоящем и будущем Байкальского региона, продолжает реконструкцию и создает новую экспозицию «Развитие жизни на фоне геологической эволюции», которая демонстрирует развитие Земли от «большого взрыва» до наших дней, включая подробные сведения об истории происхождения и существования Байкала.
      Музей постепенно становится Байкальским научно-образовательным центром. Функционирует байкальская экологическая школа, создана передвижная выставка «В гостях у седого Байкала»; проводятся конкурсы, конференции, научные семинары и олимпиады по байкаловедению. Издан альбом «Неповторимый Байкал»; монография «Паразиты рыб озера Байкал».
    • Один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока, основанный в 1890 г. Первое, а до 20-х годов XX в. - единственное научно-исследовательское учреждение на территории Бурятии. Формирование собрания музея началось с естественнонаучных коллекций, что отвечало задачам отделения по изучению природных ресурсов Забайкалья и Северной Монголии в конце XIX - начале XX вв. Деятельность музея была тесно связана с учеными-исследователями Центральной Азии - Г.Н. и А.В. Потаниными, П.К. Козловым, В.Д. Обручевым - и местными энтузиастами краеведения - Ю.Д. Талько-Грынцевичем, П.С. Михно и др.
      Кяхтинский музей, совместно с академическими экспедициями, участвует в археологических исследованиях памятников азиатских гуннов. Фонды музея насчитывают более 120 000 единиц хранения. Это природоведческий материал и предметы материальной и духовной культуры народов, населявших с древности территорию Южного Забайкалья, а также Монголии, Китая, Японии, коллекция музейных предметов по истории Чайного пути.
      Музей за более чем 100 лет существования внес огромный вклад в сохранение и использование природного и историко-культурного наследия не только Бурятии, но и всей Восточной Сибири и Монголии.
    • Одна из старейших библиотек Сибири, является главной государственной библиотекой и особо ценным объектом культурного наследия народов Бурятии.
      В сентябре 1881 г. в городе Верхнеудинске открылась первая городская общественная библиотека. Библиотека создавалась за счет денежных пожертвований горожан, а основу ее книжных фондов составили 800 книг, подаренных купцом Д.А. Меншиковым. Несмотря на скудность фондов, библиотека стала центром культурной жизни в городе. Здесь собиралась интеллигенция, проводились музыкальные и литературные вечера.
      В библиотеке сформирован уникальный книжный фонд. Фонд документов составляет свыше 1,5 млн. документов, в том числе 15 000 экз. редких и ценных книг. В коллекциях фонда хранятся редчайшие издания XVII-XVIII вв. – памятники мировой и российской культуры.
      Это единственная библиотека в регионе, где с исчерпывающей полнотой собирается и хранится в соответствующей документной форме духовная культура народов, проживающих на территории республики. Библиотека является крупнейшим научно-исследовательским, научно-методическим и культурным центром республики, осуществляет общее управление и регламентацию деятельности 1010 библиотек Бурятии
    • Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси.
      Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. Во второй половине XVIII века по указу Екатерины II состоялось насильственное выселение раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины в Сибирь. Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково, Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими».
      Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ее ценность как исторического, культурного феномена России трудно переоценить. Семейским удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре. Песни семейских являются одним из ценных достояний их духовной культуры. Семейский распев - единственная известная форма национальной певческой культуры, в которой сохраняются и продолжают жить некоторые элементы русского средневекового церковно-певческого искусства.
      Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения).
      В мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО духовная культура семейских Бурятии провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
    • Костяк забайкальских казаков составили донские казаки, которые появились в Забайкалье около 1639 года. Рассвет казачества в Забайкалье относится ко второй половине XIX в., когда после юридического оформления в 1851 г. Забайкальского казачьего войска правительственными актами были очерчены права и обязанности забайкальских казаков как представителей особого сословия. Забайкальское казачество на протяжении трех столетий прошло процесс адаптации и локализации. Традиционная казачья спайка помогла им сохранить себя как историко-культурную единицу, со своими традициями, хозяйственным укладом и менталитетом. Быт и нравы забайкальских казаков имеют свою выраженную социокультурную специфику, что нашло отражение и в фольклоре.
      Обрядовое творчество и музыкально-песенный фольклор, жанры которого складывались в зависимости от социально-бытовых и культурных особенностей субэтноса, занимают важное место в культуре казачества. Песенный фольклор представляет собой эстетическое явление, в котором отразилась культура и жизненный мир казачества. Основными темами песенного творчества являются военно-патриотическая и семейно-бытовая, в которых посредством образов-символов (справедливость, храбрость, почитание старших, любовь к земле и Отчизне, свобода и т.д.) раскрывается особое восприятие реальности и реализуются нравственные идеалы, способствующие формированию духовных ценностей.
      Значительное место в культуре забайкальских казаков занимают предания и устные рассказы – своеобразные документальные летописи, отражающие сложный исторический путь, пройденный этой группой русского населения Сибири.
    • Самое большое в мире скульптурное изваяние головы основателя СССР установлено 5 ноября 1971 году на Площади Советов.
      Создание памятника начато в 1970 году по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина. Существовавшие в городе памятники Ленину было решено заменить одним большим монументом. Рельеф площади Советов имел значительное падение с северо-востока на юго-запад, что успешно скрывалось деревьями сквера. Было принято решение кардинально реконструировать площадь (автор проекта П. Г. Зильберман), для чего был вырублен сквер и перенесен памятник Павшим борцам за коммунизм. Градостроители отказались от тривиальных решений и обратили внимание на проект скульпторов Г.В. и Ю.Г. Нерода, народных художников РСФСР, получивших за него награды на выставках в Париже, Монреале и Москве. Архитектурная часть была разработана и осуществлена архитекторами А.Н. Душкиным и П. Г. Зильберманом.
      Скульптура высотой 7,7 метра, шириной 4,5 метра и весом 42 тонны была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена в Улан-Удэ по железной дороге и уже на месте водружена на восточной части площади Советов перед Домом Правительства Бурятии на полированном гранитном постаменте. Высота постамента 6,3 метра. Задняя сторона постамента наклонная. Постамент имеет размеры в верхней части 4,52х4,71 метра и 4,52х5,8 метра в нижней части. Памятник опирается на постамент в передней части как бы в одной точке, так как ограничен снизу косым срезом. От памятника к площади ведут лестницы.
    • С давних времен серебро считается священным металлом. Согласно древним преданиям, оно обладает разнообразными магическими свойствами. Бурятия издавна славилась изделиями из серебра. Здесь до сих пор принято оставлять серебряные (белые) монеты на дне родниковых источников, на обоо, на горных перевалах у бариса. В дацанах утварь, в которых хранили святую воду, изготовлена из серебра.
      Национальная одежда всегда украшалась изделиями из этого металла. Украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, определяли возраст и социальное положение человека, утверждали переход личности из одного статуса в другой. Помимо сакральных символов, серебряные украшения выступали как бы средствами индивидуальной защиты. По преданиям, жизненная энергия может уйти из тела человека через выступающие конечности – пальцы рук, ног, мочки ушей, глаза, рот. Чтобы закрыть эти выходы, буряты носили серьги, кольца, браслеты, цепочки. Чтобы не надевать кольца на каждый палец, можно было закрыть запястье одним браслетом. А все отверстия головы замкнуть одним ожерельем. Для того, чтобы не потерять жизненную силу, хранящуюся в волосах, женщины надевали накосные ювелирные украшения из серебра в виде рогов. Такой формой будущая мать загадывала себе большое потомство.
    • Атлас тибетской медицины представляет собой комплект иллюстраций к главному учебнику тибетской медицины - трактату XVII века «Чжуд-ши». Живописный Атлас носит название «Вайдурья-онбо», что означает «Голубой берилл».
      Автором идеи создания «Атласа» является регент V Далай-ламы, выдающийся политический деятель и ученый своего времени Дэсрид Санчжяй Чжамсо (1653-1705).
      В этом уникальном Атласе содержатся описания предмета медицины, теория, основы клинической медицины (иглоукалывание, инфекционные заболевания, педиатрия, гинекология и т.д.), рассматриваются прогностика и диагностика, методы лечения, сведения об облике врача и подготовке врачебных кадров.
      До наших дней дошло два комплекта «Атласа»: оригинал, который хранится в Лхасе и полный факсимильный список, принадлежащий Музею истории Бурятии им М.Н. Хангалова. В тибетском комплекте «Атласа» 79 таблиц, в бурятском – 77, из которых одна таблица утеряна. Атлас тибетской медицины из коллекции Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова был привезен в конце XIX века эмчи-ламой Ширабом Сунуевым из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба в Цугольский дацан, где существовал медицинский факультет. В 1926 году Атлас был передан в Ацагатский дацан Бурятии, где была создана медицинская школа при содействии цаннит-хамбо ламы Агвана Доржиева и Хамбо ламы Ч-Д. Иролтуева.
      Однако, сугубо медицинское содержание имеет лишь около половины плакатов «Атласа» – это анатомические плакаты, схемы биологически-активных точек для рефлексотерапии, рисунки лекарственных средств и инструментов, которые могли быть использованы по своему прямому назначению как наглядные пособия в медицинских школах.
      Гораздо большую возможность для творческого самовыражения художники находят в темах, не имеющих прямой связи с медицинской проблематикой. В иллюстрациях «Атласа» отражаются среда обитания, образ жизни, материальный быт, внешний вид, нравы, религиозные и народные представления тибетцев XVIII в.
    • Героический эпос "Гэсэр" является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии: тибетцы, монголы, тувинцы, алтайцы, северотибетские уйгуры. «Гэсэр» стал как бы символом центральноазиатской общности различных культур и традиций.
      Гэсэриада у одних народов сложена стихами, а у других представляет собой прозаическое повествование. Различными могут быть особенности композиции, компоновка сюжетов, система образов. Но фигура Гэсэра - сына небесного божества, посланного в мир для борьбы со злом, остается постоянной.
      Ныне существуют три основные версии "Гэсэра": бурятская, тибетская и монгольская. Первые записи сказания появились в Тибете. Здесь в XI-XII вв. были сведены воедино различные устные варианты текста. Так была создана тибетская письменная версия "Гэсэра". Монгольский текст сказания был издан в Пекине в 1716 г. Бурятский эпос о Гэсэре был опубликован в 1930 г. Несмотря на относительно позднюю письменную фиксацию, бурятская версия этого древнего эпоса представляет исключительный интерес. Именно в бурятских вариантах (забайкальских, унгинских и эхирит-булагатских) сохранились наиболее архаические черты общего центральноазиатского мифа. Эта версия "Гэсэра" опирается не на поздние письменные источники (такие, как монгольский ксилограф начала XVIII в.), а представляет собой самостоятельную ветвь чрезвычайно архаичной устной традиции.
      Основное содержание многочисленных версий "Гэсэриады" сводится к борьбе просвещенного и храброго правителя страны Амдо в Северо-Восточном Тибете против зла и несправедливости. Герой эпоса Гэсэр - сказочный богатырь, которого называют "искоренителем десяти зол в десяти странах мира". Сам эпос отражает мечты народа об идеальном царстве и справедливом правителе. Эпическое сказание о Гэсэре до сих пор хранится в народной памяти.
    • Лунный новый год - самый популярный и широко отмечаемый в Бурятии праздник. Здесь его называют Сагаалган - Белый месяц. Весь этот месяц продолжаются новогодние празднества, включающие и семейные торжества, и богослужения в буддистских храмах - дацанах. Хотя официальное празднование Сагаалгана в Бурятии было возрождено лишь в 1991 году, это очень древний праздник. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали еще в XIII веке по приказу внука Чингисхана хана Хубилая.
      В празднике смешались буддистские и языческие традиции. Главные богослужения проходят в крупнейшем буддистском монастыре России - Иволгинском дацане. Службы, длящиеся 20 дней, составляют новогодний молебен - Саалганай Хурал. Накануне наступления Нового года перед дацаном разводят ритуальный костер - "дугжууба", в который бросают старые вещи, сжигая таким образом злые помыслы и несчастья уходящего года.
      Белый месяц - это время очищения, ведь белый цвет у монголоязычных народов - символ чистоты, честности, добра и счастья. Перед наступлением праздника в домах наводят чистоту и готовят новогоднее угощение, состоящее из традиционных блюд белого цвета, таких как сушеные пенки, домашний сыр "хурууд", сушеный творог, простокваша, печенье на молоке, молочная водка "тарасун". Буряты придают молочной пище такое же значение, как христиане - постной, полагая, что она очищает и оздоравливает, а молоко считают символом плодородия и особым даром небес.
      Новый год начинают праздновать на рассвете. В старину первым поздравляли самого старшего и уважаемого человека в семье или округе, преподносили ему подарки: голубой шелковый шарф, посуду с пищей, платки, сладости. В ответ одаривали гостей и хозяева. Иногда дети получали в подарок новорожденного ягненка или теленка с пожеланиями благополучия и умножения скота. Еще одна традиция - особое новогоднее приветствие (золгохо). Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого, оба они произносят пожелания благ и удачи. Золгохо - символ того, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны.
    • Бурятский спортивный народный праздник. . На традиционном летнем празднестве "Эрын гурбан наадан" (что переводится как «Три игры мужей») широко проявлялось бурятское гостеприимство, сила, ловкость и неукротимая воля. «Сурхарбан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сура». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбаан — стало названием всего праздника.
      В настоящее время его отмечают ежегодно в первое воскресенье июля — после завершения весенних сельскохозяйственных работ.
      Кроме стрельбы из лука проводятся соревнования по бурятской борьбе и скачки. Во время праздника исполняется танец ехор. После стрельбы проходят соревнования баторов (борцов).
      Скачки проводились на дистанции 3-4 километра. Лошадей специально готовили к скачкам за несколько недель до праздника. Занимались этим опытные ладильщики. Наездниками (хулэк) были подростки, которые находились при ладильщиках. Хороший наездник погонял коня двумя плетьми, опустив уздечку. На финише лошадей ловили специальные люди. После скачек произносилась хвала коню — победителю.
      Сегодня Сурхарбаан – это, в первую очередь, достояние национальной культуры Бурятии. На него съезжаются все земляки, чтобы под ясным солнечным небом окунуться в увлекательнейшую историю своих предков. Гости собираются у юрт, чтобы отведать национальные блюда, приготовленные руками бурятских хозяек. Не обходится праздник без песен и плясок. В развлекательную программу Сурхарбаана неизменно входят смотр народных костюмов, выступления национальных певцов и зажигательных танцовщиков ехора.
    • Хороводный бурятский танец Ехор имеет древнее происхождение, он появился в период родового строя в связи c празднествами по случаю удачной охоты
      Он представлял собой непрерывное движение участников, крепко взявшихся за руки, по кругу (вслед солнцу) и сопровождался исполнением различных обрядовых песен. Ехор неизменно исполнялся во всех случаях, связанных с переменой состояния космоса и социума - в обрядах календарного цикла, в свадебных церемониях, при посвящении шамана и т.п. Являясь обрядовым элементом солярного культа, танец символизировал процесс божественного творения/возрождения космоса и сообщества людей.
      Существует много разновидностей Ехора в зависимости от местности, где проживают буряты. Имеются различия по тексту, музыке и хореографии. Различают Ехоры круговые и некруговые, быстрые и медленные. Быстрые Ехоры главным образом шуточные, их музыка энергична и жизнерадостна, музыкальный размер - двухдольный. Для медленных Ехоров характерны певучие, распевные мелодии в трехдольном метре, плавность, пластичность движений участников хоровода.
      Сомкнутый круг Ехора олицетворял гармонию космического порядка, целостность мира и человеческого коллектива.
      Ехор был главным событием на Ердынских играх – крупном бурятском межродовом празднике, проходившим 1-2 раза в год у горы Ерд на западном побережье Байкала недалеко от поселка Еланцы. Участники праздника танцевали Ехор несколько дней вокруг сопки Ехе Ерд. Для того, чтобы охватить сопку полностью по окружности, необходимо иметь не менее 700 танцоров. Если такого количества людей не собиралось, игры считались неудачными. Когда же собиралось много народу, до двух-трех тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, а танец Ехор исполняли круглосуточно.
    • Игра на струнных смычковых инструментах соответствует восточному идеалу музицирования, в основе которого лежит вокальное одноголосие, высокоразвитое искусство импровизации.
      С древних времен наиболее распространенным и практике народного музицирования является струнный смычковый инструмент хур. При игре хур держат вертикально, опирая его на колени. В прежние времена хур был двухструнным, чаще квинтовой настройки, его четырехугольной формы корпус делался из кожи или дерева. Это традиционный инструмент певца-сказителя. Но встречались и различные наигрыши на хуре, в том числе и инструментальные пьесы изобразительного характера, включавшиеся в улигерное повествование.
      Среди народных инструментов можно выделить такие инструменты, как: духовые — лимбэ (духовой инструмент типа поперечной флейты); бишхур (язычковый); варган; струнные — морин-хуур и хучир (смычковые), чанза и ятага (щипковые), а также многочисленные ударные инструменты.
    • Долгие годы жители Байкальского региона кормилось дарами тайги и озера, что наложило свой отпечаток на их вкусы и пристрастия. Блюда не отличались разнообразием, но были питательными и практичными. Охотники и рыбаки знают много экзотических рецептов приготовления пищи на костре, с помощью раскаленных камней и углей. Добытое мясо и рыбу коптили, вялили и солили впрок. Из ягод и грибов на зиму делали запасы. Кухню Байкальского региона можно условно разделить на бурятскую, русскую и байкальскую.
      В бурятской кухне преобладают мясные и молочные блюда. Национальной кулинарной гордостью Бурятии являются бузы, или позы. Также известные блюда бурятской кухни - бухулер, тушеная дикая сарана, саламат, зеленый чай с молоком, арса, шаньги, айраг.
      В русской забайкальской кухне наряду с мясом активно готовят овощи. Традиционные угощения: сибирские пельмени, мясо по-таежному, Особенностью приготовления мяса по-таежному, является использование приправы из папоротника и черемши.
      В традиционной байкальской кухне главный ингредиент - байкальская рыба: омуль, сиг, хариус, осетр. Байкальская уха готовиться только из свежепойманной рыбы и кристально чистой воды Байкала. Главной «изюминкой» местной кухни является малосольный байкальский омуль. Другое чисто байкальское блюдо - омуль на рожнах. Свежую рыбу солят, нанизывают на специально приготовленные заточенные палки (рожни) и запекают на углях костра.
    • ОБЪЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
    • Гора с петроглифами является основным украшением Тугнуйской долины. Расположена в 3 км от села Нарсатуй. О ней всегда слагались песни и легенды. Одной из них является легенда о Хозяине Баин - Хана, одетого во все черное и имеющего вороного богатырского коня, на котором он скачет через хребты, охраняя живность и людей вокруг своей горы. И поэтому тучнеют стада на ее склонах, пробивают живительные ключи у ее подножия.И люди добры и гостеприимны, живут в дружбе и согласии и воспевают величие и богатсво Баин - Хана.
      Первые сведения о петроглифах бронзового века, находящихся на южном склоне Баин - Хана принадлежат В.В. Попову (1927). В 1952 году петроглифы были скалькированы и описаны А.П.Окладниковом.
      Южный склон горы прорезан глубоким ущельем, в котором находятся две пещеры, а также на отвесных скалах , обрамляющих вход в пещеру, с запада и востока имеются рисунки выполненные красной краской: изображения человечков, парящих птиц, прямоугольных т округлых оградок, заполненных точками. Человечки располагаются в один или несколько рядов. Между ними изображения животных, главным образом, оленей.
      Вне пещеры находится особенно большая группа рисунков на западной стене, около входа в пещеру, где сохранились остатки самых крупных композиций. Около входа в пещеру, на западной стене скалы, находятся основная масса рисунков и остатки крупных композиций, часто сливающихся друг с другом. В связи с развалом естественного карниза скалы большинство композиций потеряны для истории.
    • Величественная гора Сахюртэ расположена по левому берегу р. Анги (приток Байкала), против улуса Хурай-Нур (Улан-Анга), в 5 км на север от с. Еланцы Ольхонского района Иркутской области и в 7 км от западного берега Байкала. Своим белым цветом гора Сахюртэ заметно выделяется среди других, более темных, гор. Наскальные рисунки на этой горе находятся в четырех местах. Они высечены на гладкой поверхности белого и розового мраморовидного известняка, выходы которого идут рядами поперек горы. Наибольший интерес представляет первая группа рисунков, высеченных на большой, заметно выдающейся скале, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины. Центральное место на скале занимает прекрасно переданная композиция сцены охоты на коз и маралов с помощью собак. Рисунки первой группы являются наиболее древними из всех остальных изображений, сохранившихся на горе Сахюртэ. Они относятся к ранней поре железного века и имеют давность около 2500 лет. Рисунки второй группы (всадник на лошади, стреляющий из лука, коза, як и лежащий марал, встреча собаки с медведем), вероятно, относятся к древнетюркским изображениям курыканского времени, и их можно датировать примерно VII—XI вв. нашей эры.
      На вершине горы Сахюртэ сохранились остатки городища курыканского времени, обнесенного каменной стеной, и сторожевая сигнальная вышка. Примерно в 3 км на запад от горы Сахюртэ, на левом берегу р. Анги, на скале из серого мраморовидного известняка сохранилось высеченное изображение всадника в монгольской одежде.
    • Беломраморный утес Саган-Заба расположен на Байкале, в 5 км к северу от мыса Крестовского. По словам академика А.П. Окладникова, «петроглифы Саган-Забы - подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана». Наскальные изображения, открытые в 1881 году благодаря исследованиям Н.Н.Агапитова, сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.). На скале высечены всадники на лошадях, фигуры различных животных (лоси, маралы, козы, северные олени и др.), человеческие фигуры в различных позах, изображения лебедей и др. рисунки. По своей композиции и сюжету рисунки на скале Саган-Заба наиболее сложные из всех известных наскальных рисунков Прибайкалья. На западном склоне имеется грандиозная карстовая воронка диаметром до 40 м. С ней, возможно, связаны легенды о таинственной шаманской пещере и золоте, спрятанном в ней китайцами, которое они не смогли переправить через Байкал на верблюдах и вынуждены были зарыть. Вход в пещеру до сих пор неизвестен, а упоминания и описания можно отыскать в книгах 20-х годов.
    • Гуннское городище расположено в живописной местности на берегу реки Селенги, крупнейшего притока Байкала, в 14 км от центра Улан-Удэ. Оно представляет из себя узкую, вытянутую с севера на юг котловину шириной 5-7 км, которая замкнута на западе цепью соток, а на востоке ограниченна низкой поймой, переходящей в современное русло реки Селенги.
      Город-крепость, или протогород, был возведен в III в. до н.э. На протяжении пяти столетий он служил военно-административным, культурным центром империи Хунну. На территории крепости располагались металлургические и ремесленные мастерские, казармы, дома, где проживали мастера – дарханы. Воины обучались в военной школе. В крепости и на прилегающей к ней территории активно велась торговля. Общая протяженность протогорода, по археологическим данным, составляла не менее 12 км. Он лежал по берегам рек Селенги и Уды и доходил до центра современного города Улан-Удэ (микрорайон «Элеватор»). Это традиционный для хунну тип расположения крепостей. К примеру, южный город хунну близ с. Дурены на реке Чикой (Кяхтинский район Республики Бурятии) имел общую протяженность около 5 км.
      Высокий уровень хуннской культуры подтверждают китайские хроники, согласно которым изделия хуннских мастеров по бронзе, железу и кости ценились очень высоко. Хунны были заинтересованы в меновой торговле, пригоняя на пограничные рынки огромные гурты скота для обмена.
      Еще одно важное открытие, сделанное исследователями на основе найденных источников – связи гуннов с разными азиатскими народами. Так, в культурных слоях хуннских погребений обнаружены греко-бактрийские ткани и бронзовые изделия, персидская бирюза из Ирана и Ферганы.
    • Расположена на скалистом утесе горы Шара - Тэбсэг, имеющий ровную площадку на большой высоте. Это место было использовано в виде сторожевой крепости, запирающей Тугнуйскую долину от реки Хилок. Сохранились основания каменных стен, дороги, проходы в скалах.
      Основание утеса опоясано каменной стеной, служившей, вероятно первый линией обороны. В центре крепости устроен потайной колодец с вырубленным в скалах ходе. На вершине утеса устроены наблюдательные площадки с обзором на десятки километров.
      Судя по имеющимся летописям, фольклорным и археологическим данным, обнаруженные развалины могут соответствовать крепости - святилищу Тайхан меркитского улуса, у стен которой монгольские войска Чингисхана меркитского улуса провели свой первый бой с северными соперниками.
    • Поселение открыто в 1971 г. М.В. Константиновым. Раскопки проводились в 1973-1989 гг. Оно расположено на второй террасе р. Хилок, на северной окраине с. Малый Куналей (Бичурский район Бурятии), у подножия Кукуйской сопки. Это трехслойное поселение. Нижний слой относится к началу позднего палеолита и насыщен каменными изделиями: нуклеусами, скреблами, концевыми скребками с плечиками, проколками, долотовидными орудиями, остроконечниками, пластинками, отжимниками, чопперами, а также отдельными костяными поделками (шило из обломков трубчатых костей). На основании их изучения выделена куналейская культура. В слое обнаружен очаг. Геологический возраст слоя определен липовско-новоселовской фазой каргинского межледниковья и первой фазой сартанского оледенения (30-20 тысяч лет назад). Фактическое время, когда мог сформироваться культурный горизонт, лежит в пределах каргинской эпохи (30-25 тысяч лет назад). Много изделий также найдено и в среднем мезолитическом слое (10,8-10,3 тысяч лет назад). Верхний слой по облику каменного инвентаря и керамики близок забайкальским памятникам эпохи энеолита-бронзы. На вершине г. Кокуй находится могильник VI-XIV веков.
    • Одно из древнейших поселений в Восточной Сибири. Местоположение: среднее течение р. Брянка, правого притока р. Уда (с. Старая Брянь, Заиграевский район Бурятии). Раскопки проводились в 1973-1978 гг. под руководством академика А.П. Окладникова, в 1991-1994 гг. – Л.В. Лбовой. В разрезе археологического раскопа были обнаружены три слоя с культурными горизонтами, датируемыми 34-36, 29-30, 17 тысяч лет назад. На этом месте в условиях часто меняющегося климата располагалось поселение охотников на носорогов, диких лошадей и оленей. Раскопками вскрыта характерная картина палеолитического жилища и стоянок древнего человека
      Существенно также обилие остатков носорогов, что вообще характерно для Забайкалья, где именно носорог, а не мамонт, был ведущим представителем фауны ледникового периода. Основную массу костей животных, обнаруженных при раскопках, составляют кости носорога или лошади. Полученный материал по поселению Варварина Гора, внес существенный вклад как в периодизацию палеолитических памятников Сибири, так и в представление о бытовом укладе и культуре палеолитического человека в Северной Азии.
    • Местоположение: долина р. Уда, левобережная часть (с. Удинск, Хоринский район Бурятии).
      На этом месте, до сих пор священном для местных жителей, люди селились еще 18 тысяч лет назад, причем неоднократно — на участке в несколько десятков квадратных метров зафиксированы семь культурных горизонтов, в шестом из них было найдено уникальное жилище древних людей, имевшее по периметру обкладку из каменных плит. Первичное описание поселения дали А.П. Окладников и Н.А. Флоренсов, позже его изучал С.М. Цейтлин. Впоследствии обнаружены остатки наземного жилища. Оно было сооружено из крупных блоков и плит, поставленных на ребро и плотно подогнанных друг к другу. Высота камней над "полом" жилища достигала 0,4 - 0,6 м. Жилище имело овальную форму, пол был ровным, песчаным. Длина жилища - 8,3, ширина внутреннего пространства - 3,3 м. Внутри обнаружены три кострища. Диаметр самого большого составлял 1,4 м. Оно находилось в середине жилища. В западной части под стенкой была хозяйственная яма, глубина ее достигала 0,6 м. Из песчаного заполнения ямы извлечены нижняя челюсть шерстистого носорога и обломок черепа горного козла с рогами. Внутри жилища найдены череп носорога и рога винторогой антилопы. На полу обнаружено несколько изделий: оббитые кварцевые желвачки, грубое скребловидное орудие из отщепа горного хрусталя.
    • Крупнейший комплекс гуннских могильников II—I вв. до н. э., расположен в 8,5 км восточнее села Усть-Кяхта (Кяхтинский район Бурятии). Памятник археологии впервые был исследован в 1896 — 1897 годах Ю. Д. Талько-Грынцевичем, в 1928—1929 — Г. П. Сосновским. Около 280 погребальных сооружений в виде выкладок из камня (в плане близки к квадрату) с дромосом с южной стороны. Обряд погребения подтверждает данные древних китайских хроник о том, что гунны хоронили умерших в двойных деревянных гробах. Наряду с небольшими погребальными сооружениями (могилы рядового населения) раскопаны монументальные сооружения представителей родоплеменной знати. Найденные здесь остатки шелковых тканей, зеркала и другие китайские изделия свидетельствуют о связях гуннов с населением Китая.
    • Падь Царам находится в Кяхтинском районе Республики Бурятия, в 1.5 км южнее поселка Наушки. Протяженность пади с севера на юг 1.5 км. Падь местами покрыта смешанным лесом, который чередуется с открытыми участками пади.
      Захоронения в пади Царам были обнаружены известным исследователем Забайкалья Ю. Д. Талько-Гринцевичем в июне 1899 года. В 1996 году Забайкальская экспедиция ИИМК РАН обследовала один из могильников сюнну в пади Царам. Предварительное обследование памятника, составление его плана и обмеры намогильных сооружений показали, что в пади Царам сосредоточены наиболее крупные среди известных ныне погребальных сооружений азиатских гуннов в России и одни из самых крупных в мире. Вполне очевидно, что в пади Царам располагался элитный могильник гуннской знати, погребальные сооружения которой до настоящего времени оставались практически неисследованными. Между тем, практика раскопок крупных курганов знати (которые в археологии принято условно называть “царскими”) показывает, что такие захоронения содержат в себе важнейшую информацию для реконструкции как социальной структуры древних обществ, так и для характеристики их материальной культуры, искусства и мировоззрения.
    • Местность (урочище) на левом берегу реки Джиды, в крутой излучине, в 10 км юго-западнее села Дырестуй (Бурятия), в которой расположены многочисленные археологические памятники, включая крупный могильник и городище эпохи хунну. Открыта в 1900 году Ю. Д. Талько-Гринцевичем.
      На поверхности курганы были отмечены каменными кладками, рядом с которыми часто располагались захоронения без намогильных сооружений, которые образовывали с курганом единый погребальный комплекс. Под каменными кладками в деревянных гробах или срубах, перекрытых сверху поперечными и продольными досками, находились костяки на спине с вытянутыми конечностями, головой на север.
      Находки: железные и бронзовые детали конской сбруи, литые бронзовые ажурные пластинки с изображением борьбы животных, имитация раковин каури, железные наконечники лопаты, железные бытовые изделия, тонкие золотые и бронзовые пластины с изображением борьбы животных, серьги из малахита, сердолика, яшмы и стеклянные бусы, фрагменты глиняных сосудов, кости животных.
    • Развалины двух феодальных усадеб, предварительно датируемых XI - XII вв., расположены в Сутайской долине, на левом берегу реки Сутайки.
      Посреди Сутайской долины расположены четыре холма, окруженные земляным валом. Местным жителям эти развалины известны под названием дворца Далай - Дойбон хана - легендарного бурятского хана. Первые исследования феодальной усадьбы были произведены профессором А.П. Окладниковым в 1953 году.
      Вторым памятником, представляющим большой интерес, является усадьба, открытая в 1982 году на территории села Нарсатуй. Усадьба, состоящая из двух возвышенностей овальной формы, находится на южном склоне безлесного холма, прилегающего к горно - таежным хребтам, обрамляющим Тугнуйскую долину с севера.
      При археологических раскопках обнаружена полная идентичность этих двух усадьб. Предварительно обработка добытых при раскопках двух усадеб материалов показывает, что они возникли в эпоху расцвета Монгольского государства. Полное исследование Нарсатуйской усадьбы не произведено. Согласно легендам, Далай Даван-хан зарыл здесь клад, умещавшийся на 9 верблюдах.
    • Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов ведет свою историю с 29 декабря 1970 года. Тогда в Иркутске, в доме, принадлежавшем семье декабриста Сергея Петровича Трубецкого (ул. Дзержинского, 64), был торжественно открыт новый отдел Иркутского областного краеведческого музея – Дом-музей декабристов. Первая выставка в новом музее называлась «Декабристы в Иркутске», первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» открылась в доме в 1973 году.
      Музей представляет собой комплекс из двух мемориальных домов и прилегающих к ним усадеб: князей С.П.Трубецкого (ул. Дзержинского, 64) и С.Г.Волконского (пер. Волконского, 10).
      В частично воссозданных исторических интерьерах домов представлены уникальные мемориальные реликвии декабристов – подлинные вещи семей Волконских, Трубецких, Муравьевых, Юшневских, Ивашевых, И.И. Пущина, Д.И. Завалишина, И.В. Поджио. Гордостью музейного собрания являются музыкальные инструменты, принадлежавшие Марии Волконской – единственное в мире действующее пирамидальное фортепиано конца XVIII века, удивительный по красоте и звучанию рояль работы бельгийского мастера «Lichtenthal» 1831 г. и редкая музыкальная шкатулка, сделанная в Швейцарии в середине XIX века. Особой любовью посетителей пользуются предметы из бисерной коллекции, среди которых бисерные вышивки жен декабристов Е.И.Трубецкой и М.Н.Волконской.
      С 14 по 26 декабря музей ежегодно проводит областной фестиваль «Декабристские вечера». В дни фестиваля проходят концерты в областной филармонии, литературно-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литературные вечера в областных и городских библиотеках, выездные мероприятия в городах Шелехове и Ангарске, а также в «декабристских» селах: Урике, Олонках, Усть-Куде, Оеке, Елани и других.
    • Новоселенгиинск (б. Селенгинск) — поселок в Селенгинском районе Бурятии. Здесь в ссылке жили декабристы К.П. Торсон, братья Н.А. и М.А. Бестужевы. К,П. Торсон организовал школу для обучения грамоте и ремеслам детей местных жителей. Занимался постройкой и усовершенствованием сельскохозяйственных машин, выращивал арбузы и дыни. Н.А. Бестужев проводил метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения. Выращивал табак и арбузы, пытался организовать тонкорунное овцеводство. Описал Гусиноозерское месторождение каменного угля. Проводил исследования по этнографии и археологии, собирал бурятские песни и сказки. Открыл следы оросительных систем у первых земледельцев Забайкалья, петроглифы вдоль Селенги. М.А. Бестужев занимался сельским хозяйством, акклиматизацией растений, печатался в первой газете Забайкалья «Кяхтинский листок». К.П. Торсон и Н.А. Бестужев были похоронены на местном кладбище. В 1860-х годах сын Бестужева, купец А.Н. Старцев поставил на их могилах чугунные памятники. При Советской власти кладбище было частично снесено, но могилы декабристов и памятники сохранились. В 1975 году на этом месте был воздвигнут мемориал декабристам, а в Новоселенгинске открыт посвященный им музей.
    • Действующий исторический инженерный памятник. Название «Кругобайкальская железная дорога» относится к железнодорожной ветке, проложенной по берегу Байкала и соединяющей станцию порт Байкал на западном берегу озера со станцией Мысовая на восточном берегу. Часть этой дороги между станциями Култук и Мысовая - действующая железнодорожная магистраль. Участок от Култука до порта Байкал свое хозяйственное значение утратил, порт Байкал после заполнения Иркутского водохранилища стал железнодорожным тупиком, а сама дорога Култук - порт Байкал, благодаря стараниям инженеров и строителей, создававших ее, превратилась в исторический памятник. В конце 70-х годов этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством. Сегодня можно увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесаного камня, виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.
      До революции этот короткий участок пути называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.
      Название «Золотая пряжка» закрепилось за КБЖД еще и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в мире облику, сочетающему в себе архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера.
    • Паровой ледокол дореволюционной постройки, ныне корабль-музей, один из пяти. Старейший из сохранившихся ледоколов в мире. Длинa - 61 м, ширинa – 10,7 м, высота бoрта – 7,6 м, «Ангара» была спущена на воду 25 июля 1900 года в селе Лиственичном, куда её доставили в разобранном виде из Ньюкасла, Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см. До постройки Кругобайкальской магистрали в 1906 году «Ангара» вместе с «Байкалом» совершала регулярные рейсы через Байкал. После Октябрьской революции пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок.
      Из состава флота ледокол был исключен зимой 1962 г. в связи с износом, до 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище. В 1987 г. было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей. Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище.

    Народное голосование «Сто чудес Байкала» проводится по инициативе Фонда содействия сохранению озера Байкал с 20 декабря 2011 года по 1 июня 2012 года.

    1. Голосование проводится раздельно в пяти номинациях:
      • Памятники природы – с 20 декабря 2011 года
      • Сакральные места – с 1 февраля 2012 года
      • Духовные святыни – с 1 марта 2012 года
      • Культурное и историческое наследие – с 1 апреля 2012 года
      • Живая природа и эндемики Байкала – с 1 мая 2012 года.
    2. Голосование завершится 1 июня 2012 года. Итоги голосования будут подведены 10 июня 2012 года.
    3. Можно проголосовать не более чем за три объекта в каждой номинации.
    4. В конце списка можно оставить комментарии, обосновывающие выбор тех или иных объектов.
    5. В поле комментария можно написать название одного объекта, не вошедшего в список, но, по мнению участника голосования, достойного включения в список.
    6. По итогам голосования будет издан альбом «Сто чудес Байкала». Таким образом, каждый из проголосовавших может стать соавтором альбома.
    7. Участники голосования, наиболее точно угадавшие победителей списка «Ста чудес Байкала», будут награждены. Среди призов:
      • путевка на 2 лица на отдых в одном из отелей на берегу Байкала летом 2012 года;
      • уникальные ценные подарки от Фонда содействия сохранению озера Байкал.
      Для этого просьба ко всем участникам голосования оставлять свои контактные данные (e-mail или телефон) в поле комментария.

     

    Информационные партнеры