В Улан-Удэ завершились общественные консультации по строительству гидроэлектростанций на Селенге и ее притоках в Монголии. Обсуждения технического задания по строительству ГЭС и последствий этого для экологии и населения прошли за 10 дней в 10 населенных пунктах от Наушек до Нижнеангарска, участие в них приняли 1,3 тысячи человек.
31 марта в Улан-Удэ в конференц-зале министерства природных ресурсов Бурятии состоялось итоговое совещание. В нем приняли участие депутат Госдумы Алдар ДАМДИНОВ, депутаты Народного Хурала Бурятии, представители районов Бурятии, правительства Монголии, Всемирного банка и проекта «МИНИС», общественных и научных организаций.
Монголия намерена построить несколько гидроэлектростанций в бассейне Селенги, обеспечивающей поступление большей части воды в Байкал. Это ГЭС "Шурэн" (245 МВт) на Селенге, "Эгийн-гол" (315 МВт), "Орхон" (100 МВт) и "Чаргайт" (25 МВт) на ее притоках. Объемы годовой выработки электроэнергии должны составить от 117 млн. до 870 млн. кВт/ч. Проект «Орхон» ориетирован на переброску части стока в юго-восточную Гоби.
На обсуждение были вынесены предложения только по проектам «Шурэн» и «Орхон», которые реализуются по инициативе правительства Монголии при поддержке Всемирного банка. Официально они именуются Проектом по поддержке инвестиций в развитие инфраструктуры горнорудной промышленности (MINIS).
В протоколах всех консультаций в Бурятии записали рекомендации исследовать возможности других вариантов развития инфраструктуры Монголии, включая «нулевой» либо без строительства ГЭС и плотин. Участвовавшие в слушаниях жители Бурятии негативно расценили намечаемую деятельность, поскольку она может в условиях маловодья негативно повлиять на водоснабжение населенных пунктов. Население опасается, что в результате может быть разрушена экосистемы Селенги как главного притока Байкала, сократится число живых организмов, в том числе рыбы.
Министр природных ресурсов Бурятии Юрий САФЬЯНОВ сформулировал российскую позицию: «Республика уже 22 года находится в маловодном периоде. Вопрос строительства гидроэлектростанций на территории Монголии нас не может не беспокоить, поскольку все последствия маловодного периода мы можем видеть своими глазами. Это понижение уровня озера Байкал, исчезновение воды в колодцах и скважинах местного населения. Обеими сторонами проведение консультаций было призвано состоявшимися на высоком уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Тем не менее, монгольская сторона упрекнула экологические организации в некомпетентности, а население в ложных представлениях о ситуации. Монгольский Генденсурэнгийн ЕНДОНГОМБО пожаловался: «Население даже не познакомилось с вариантом технического задания и, конечно, не имело никакого представления. Наоборот, имеет ложные и сомнительные представления, которыми его снабдила далеко не профессиональная общественная экологическая организация. У них было преимущество в том, что у них такой же родной язык, как у населения, и они хорошо знают, как завоевать у населения доверие, используя открытость, широкодушие, эмоциональность русского человека. Учтите, что эти преимущества они могут использовать и против собственной страны, если такой случай представится».
Монгольская сторона, заявил Г. ЕНДОНГОМБО, в любом случае будет проводить региональную экологическую оценку, оценку воздействия на окружающую среду и социальные последствия, получит результат и примет окончательное решение по проекту: «Может получиться, в конце концов, и отрицательное решение по строительству, я не исключаю. Я призываю российскую сторону подождать результат и призываю не относиться к нам предвзято, а дать спокойно провести исследования».
Ему возразила Наталья ТУМУРЕЕВА, представлявшая Бурятское региональное объединение по Байкалу: «Если бы мы не работала с населением, то оно вообще не стало бы вас слушать. У населения было отрицательное отношение к этим проектам. Недопустимо предоставление материалов в таком виде, как это было сделано монгольской стороной. Простым людям не понятно, что в них написано мелким шрифтом. Вина группы MINIS в том, что она не качественно подготовила материалы. Население переживает маловодный период, выступает против каких-либо изменений и регулирования Селенги».
Ю. САФЬЯНОВ также возразил монгольской стороне: «Формат общественных консультаций позволяет любому жителю Бурятии прийти и высказать собственное мнение. Мнение общественной организации - никоим образом не мнение правительства Бурятии, тем более правительства Российской Федерации».
Вновь развернуто выступил научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии СО РАН Дмитрий МАТАФОНОВ, заявивший, что строительство каскада ГЭС приведет к сезонному перераспределению стоков Селенги и угрожает 650 видам живых организмов. Селенга формирует 30% стока в Байкал, но по сезонам вклад варьирует от 11% до 60%. «Со строительством ГЭС зимний сток Селенги в Байкал вырастет в пять раз, а летом, в самый засушливый период, упадет в два раза», - отметил Д. МАТАФОНОВ. Эндемичные байкальские осетр и омуль нерестятся в Селенге. Изменение гидрологического режима может нанести невосполнимый урон их популяциям.
Депутат Народного Хурала Бурятии вице-президент Фонда содействия спасению озера Байкал Баир ЦЫРЕНОВ остановился на экономической стороне вопроса: «Монголия стоит на первом месте по величине государственного долга. Проекты по гидроэнергетике и водоснабжению очень тяжелые в финансовом отношении. Понятно, что Всемирный банк предлагает помощь. Но Всемирный банк тоже не дает деньги просто так, даром. И стоит ли усугублять положение Монголии? Хотя это, конечно, ее суверенное право. Но Байкал – наше общее достояние. Монголия должна вносить вклад в его сохранение».
Итогом общественных консультаций стал проект решения, согласно которому монгольской стороне рекомендовано считать протоколы решения слушаний неотъемлемым публичным материалом. Также в проекте было 8 пунктов рекомендаций монгольской стороне, сводящихся в основном к проработке альтернативных вариантов. Монгольская сторона сначала отказалась подписывать протоколы всех консультаций и заключительных слушаний. По ее мнению, изложенные в них рекомендации отвечали позиции российской стороны без учета мнения монгольской делегации. В конце концов, Ю. САФЬЯНОВ уговорил представителя компании МИНИС подписать протоколы консультаций с разногласием, т о есть с указанием, что рекомендации исходят от российских участников. А в решении финальных слушаний договорились указать, что рекомендации выработаны российской стороной.
Завершение консультаций не означает конца работы над планами гидросооружений. В 30 дней, то есть всего апреля, жители Бурятии могут оставить свои замечания и предложения в специальных журналах в библиотеках и местных администрациях, в которых вложены Техническое задание и другие материалы. Другой вариант – электронная почта admin@minis.mn, почта или телефон. В течении 10 дней принимается решение о приемлемости жалобы, в течении 45 дней направляется ответ. Через 60 дней монгольская сторона должна направить российской стороне матрицу вопросов и ответов.
Директор департамента землепользования
министерства окружающей среды и туризма Монголии Ш. МЯГМАР сообщил,
что монгольская сторона намерена провести общественные слушания по
проекту в Иркутской области в мае-июне 2017 г.
Он также заявил, что Монголия рассчитывает за два года завершить
исследовательскую работу и подготовить новый вариант оценки
воздействия на окружающую среду и население РФ строительства
каскада ГЭС в бассейне Селенги. В эти же сроки планируется
актуализировать предварительное технико-экономическое обоснование
строительства ГЭС, хотя российская сторона настаивает, чтобы это
делалось после ТЭО.
Г. ЕНДОНГОМБО дипломатично заметил: «Быть может, получим отрицательный ответ по проекту, я этого не исключаю. Тогда рассмотрим альтернативные варианты».
В целом стоит отметить добрую волю монгольской стороны, пошедшей на такие сложные и затратные консультации. С другой стороны население Бурятии дружно и активно выразило свою позицию. Но процесс еще далек от завершения.
Евгений КИСЛОВ