Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

БУДУТ ЛИ ГЭС НА СЕЛЕНГЕ?

27.03.2017

По всей Бурятии проходят общественные слушания по строительству гидроэлектростанций на реках бассейна Селенги в пределах Монголии. Первые прошли в Наушках 20 марта, дальше пошли на север по долине Селенги и берегу Байкала вплоть до Северобайкальска и Нижнеангарска. завершится заключительным обсуждением Заключительное обсуждение по Бурятии пройдет 31 марта в Улан-Удэ.

21 марта слушания проведены для жителей Улан-Удэ и Иволгинского района. Прошли они в конференц-зале министерства природных ресурсов. Вел собрание заместитель руководителя администрации Улан-Удэ – председатель Комитета городского хозяйства Константин МОШКОВСКИЙ, с монгольской стороны руководил секретарь Национального водного комитета Монголии Цэнд БАДРАХ.

Началось все монотонно. Началось с доклада о Проекте по поддержке инвестиций в развитие инфраструктуры горнорудной промышленности MINIS. Сразу стали понятны приоритеты – для чего затевается такое мощное гидростроительство. При этом сразу насторожило, что монгольская сторона после слушаний немедленно и одновременно приступает к таким серьезным разработкам, как Региональная экологическая оценка, Оценка воздействия на окружающую среду, Социальные последствия и Технико-экономическое обоснование.

Проект ГЭС Шурэн на Селенге представил Генденсурэнгийн ЕНДОНГОМБО, в прошлом докторант ВСГУТУ. По его словам, он «не твердый сторонник строительства ГЭС на реке Селенга». «Строительство ГЭС - это одно дело. Но до решения, будет ли построена ГЭС, будет проведено очень много работ - и бумажных, и исследовательских. Прошу вас не мешать исследованиям, которые и для нас, и для вас важны. Если по результатам будет ответ: можно строить, это будет одна тема. Если нет и ни в коем случае - то мы поставим точку на век, и никогда не будем возвращаться к этой теме».

Проект «Орхон – Гоби» не столько энергетический, как мелиоративный. Это пресловутая переброска реки на юг, в безводную Гоби. Безвозвратный отвод воды в юго-восточную часть Монголии планируется для водоснабжения месторождений Оюу-Толгой (золото, медь) и Таван-Толгой (уголь). Хоть оператор первого - канадская корпорация «Айвенго майнз», но концентра дальше Китая нен уходит, а уголь уже добывают китайцы. Еще одна выгода для Китая при посадке леса в Гоби – ликвидация песчаных бурь в Китае, включая Пекин. Но рядом в Китае протекает река Хуанхэ - так пусть китайцы и подают на свои месторождения свою воду, зачем забирать из Орхона? Нам говорят, что расход будет всего лишь 2,5 кубометра воды в секунду, хотя и это не мало, а оценки на фильтрацию, на увеличение испарения в презентациях проектов отсутствуют. Ясно, что потери будут гораздо больше и это все равно скажется на Селенге.
Затем посыпались вопросы. Почему ничего не говорится про ГЭС на реке Эгийн-гол, не оценивается кумулятивное воздействие всех проектов на экосистему Селенги? Как будут учитываться интересы коренного населения? Сотрудники Института общей и экспериментальной биологии СО РАН поставили монголов в тупик вопросами про критические места обитания рыб, внутрисуточные гидропики.

Ответов на вопросы или не было, или они все сводились к тому, что все учтено в Техническом задании. Только по ГЭС Эгийн-гол было сказано, что строительство не началось и когда начнется — не известно. Денег на это в стране нет.
Эксперт Артур АЛИБЕКОВ из Москвы передал письменное изложения 100 замечаний, а устно не оставил камня на камня от Технического задания. Наталья БОРИСОВА из ИОиЭБ СО РАН раздосадовано заявила: «мы с вами сохраняли реку Селенгу незарегулированной, но почему именно сейчас, когда идет глобальное изменение климата, возникли эти проекты?». Эколог Евгений СИМОНОВ указал на то, что РЭО и ОВОС и СП должны быть разделены и по времени, и по исполнителям. Выступили православный священник из села Сотниково и шаман Солбон САНЖИЕВ, сказавший: «Байкал - священный, потому что в духовном плане очень сильно будет влиять на наше будущее. Нам надо это понимать. В протокол это не запишешь. Но в сердце и в голове нужно понимать, что меч Байкала очень сильно может наказать. Если мы непоправимые дела сделаем».

Организация сильно хромала и технически. Презентации было практически не видно из-за солнечного света, низко повешенного экрана и монгольской делегации. Расположившейся на стульях между столом и дверью. Перевод делался одновременно на русский/монгольский и английский языки, что затрудняло понимание. В микрофонах постоянно пропадал звук. Монгольская сторона настаивала на письменных вопросах. В конце концов один из участников слушаний прямо спросил: это общественное обсуждение или производственное совещание?

В целом можно сказать, что обученные в СССР монгольские энергетики предложили проекты в шудшем советском стиле с гигантскими плотинами и равнинными водохранилищами. Для Монголии традиционная энергетика не выгодна, потому что пространства огромные, а плотность населения низкая, поэтому строить ЛЭП дорого, будут большие потери из-за электросопротивления. Здесь более выгодна малая энергетика: солнечная, ветровая, дизельная и вплоть до использования биологических отходов. Просто привлекателен большой проект с большими деньгами.

При этом главное для жителей Бурятии на продолжающихся слушаниях не просто сказать: «нет». Этим ничего не добьешься. Необходимо выявлять и указывать проектировщикам на ущербы и риски. Их должны либо устранить либо компенсировать. Если же цена этих мероприятий превысит выгоду, проект точно остановят.

Нам нужно не снижать градус гражданской активности, думая, что все решили без нас. Когда нас много, мы – сила.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта

Евгений КИСЛОВ