Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

Жемчужина, которую нельзя терять

10.09.2012

Уже почти 30 лет постоянно езжу на север Бурятии. В этом году впервые отправился на поезде. Итак: воспоминания и размышления.

Самый экзотичный способ поездок - на вездеходе ГАЗ-71. Его везли на «КАМАЗе» из Улан-Удэ и загружали в Култуке на самоходную баржу «Клара Цеткин». Затем пара дней по Байкалу, пара месяцев работы в Северо-Байкальском районе и такой же путь назад. Теперь баржа списана, а вездеходы и горючее слишком дороги.

Затем начался период грузовика ГАЗ-66. На нем проехать по территории Бурятии можно, но сложно. Участок трассы Тазы – Уоян можно сдавать под проведение ралли типа «Кэмел трофи». Два брода через реку Баргузин, 1,5-метровые «ванны» на дороге, откуда надо отводить воду, болота. А перед самой Куморой - 2,5 км по реке Срамной. Она оправдывает свое имя 2-метровыми валунами.

Есть более быстрый и простой способ – самолет. Но билет в Нижнеангарск сейчас стоит под 6 тысяч, а в Таксимо – под 8. К тому же бесплатно можно провести только 20 кг груза. Билеты не всегда легко достать, а в других регионах купить невозможно. Как мы собираемся развивать туризм на севере Байкала?

Иногда местные жители используют попутные баржи из Нижнеангарска в Усть-Баргузин. Но и они стали ходить реже. Кстати, недавно проводил конференцию на Байкальском прибое. Перед ней получил письмо от московского коллеги. Он написал, что уяснил, как добраться от Иркутска до Улан-Удэ поездом или самолетом, но так и не понял, как лучше по Байкалу с Малого моря напрямую попасть на Байкальский прибой. Пришлось объяснить, что самый дешевый во всем мире водный вид транспорта у нас практически не используется.

Итак, железная дорога. Путь из Улан-Удэ до Северобайкальска занял почти двое суток – как до Новосибирска. Хорошо хоть, теперь ходит прямой поезд, не надо пересаживаться в Иркутске или Тайшете. Говорят, вагон «Улан-Удэ – Северобайкальск» ждал чуть ли не 10 часов, когда его прицепят.

Многие пассажиры этого поезда сломя голову побежали в Северобайкальске на вокзал, чтобы успеть купить билеты в Таксимо. Так, может, его продлить до Таксимо или Чары?

После всех этих мытарств понимаешь, почему выбор товаров на севере Бурятии сильно отличается от такового в ее центральной части. И почему делегации Северобайкальского и Муйского районов – редкие гости на республиканских мероприятиях. И эта оторванность только усиливается в результате повышения тарифов на транспортные перевозки.

Нельзя сказать, что ничего не делается. Тот же поезд появился. Строится дорога на север. Думается, в ближайшее время она дойдет до Курумкана. А дальше? Может быть, уже сейчас стоит начать проектировать участок Тазы – Кумора? Почему бы не начать асфальтировать трассу Нижнеангарск – Новый Уоян – Кумора, восстанавливать смытые в незапамятные времена мосты?

Не стоит оставлять идею строительства железной дороги между Транссибом и БАМом. Ее оптимальный вариант Могзон – Таксимо. Именно по этой трассе наибольшая концентрация полезных ископаемых. И эта дорога нужна не только Бурятии, но и северным районам Иркутской области и Забайкальского края.

Подвижки появились и в развитии региональной авиации. Пока только на словах. Но хочется надеяться, что и до дел дойдет.

Ведь развитие инфраструктуры не только привлекает средства в регион, создает рабочие места, но и повышает инвестиционный потенциал. Минерально-сырьевые, лесные, туристско-рекреационные ресурсы иначе в активы не перейдут.

Если же транспортное сообщение не будет улучшаться, Бурятия просто может потерять свой север. Этого допустить нельзя.

Евгений КИСЛОВ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта