На днях проблемы развития инфраструктуры обсуждались во Владивостоке на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Руководил заседанием председатель правительства России Дмитрий Медведев. Среди участников был глава Бурятии Вячеслав Наговицын.
Одним из основных вопросов была необходимость скорейшей реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Больше всех об этом говорил министр по развитию Дальнего Востока, полпред президента РФ на Дальнем Востоке и академик РАН по специальности «экономика» Виктор Ишаев.
«По проекту БАМ должен перевозить 12,6 миллионов тонн. А реконструкция, которая проводится сейчас, увеличит грузоперевозки до 24 миллионов тонн. Но необходимо перевозить 108 миллионов тонн». Для реализации планов развития портов и добычи полезных ископаемых необходимо строительство второго пути БАМа и электрификация дороги, подчеркнул он. Пока второй путь уложен до Усть-Кута (станция Лена), электрификация добралась дальше – до Чары в Забайкальском крае.
Также В. Ишаев отметил необходимость реконструкции важнейших железнодорожных магистралей Дальнего Востока. «Нужно развивать мощности Транссибирской магистрали и Транскорейской магистрали, строить мост на остров Сахалин», - отметил он. Не остались без внимания опорная сеть автомобильных дорог и Северный морской путь.
В результате обсуждения Д. Медведев поручил госкорпорации «РЖД» вместе с заинтересованными ведомствами представить предложения по привлечению "длинных денег" для реконструкции железнодорожной сети Дальнего Востока.
Жители Бурятии, особенно ее северных районов, крайне заинтересованы в развитии БАМа. Это необходимо для освоения золоторудных месторождений, вовлечения в эксплуатацию месторождений свинца, цинка, меди, никеля, редких земель, калийно-глиноземного сырья, олова, титана, марганца, асбеста, кварцевого и цементного сырья Муйского и Северо-Байкальского районов.
Еще больше в развитии железной дороги нуждаются крупные месторождения в соседних районах Иркутской области (золоторудный гигант Сухой Лог) и Забайкальского края (меднорудное Удоканское месторождение, редкометалльное Катугинское, угольно-метановое Апсатское, железорудно-медное Чинейское).
Причем освоение этих месторождений ускорило бы строительство железной дороги, соединяющей БАМ и Транссиб. Между этими магистралями три перемычки на Дальнем Востоке. А в Сибири – только разветвление в Тайшете. Но перевозки большого количества грузов через Тайшет или Сковородино – Тынду весьма накладны.
Такая дорога необходима и для освоения месторождений в Баунтовском и Еравнинском районах. Например, Мухальского глиноземного месторождения, – а то мы до сих пор выплавляем алюминий из гвинейского глинозема. Дорога позволит поставлять пирит Озерного свинцово-цинкового месторождения на Хиагдинское урановое для производства необходимой там серной кислоты или на Удоканское месторождение для переработки окисленных руд.
Но самое главное – на реконструкции себе найдут работу «Нижнеангарсктрансстрой» и «БАМтоннельстрой». А после ее завершения прибавится работы у горно-обогатительных предприятий и железнодорожников.
Где дорога – там жизнь.
Евгений КИСЛОВ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта