Подходит к концу 2017 г. – Год экологи в Российской Федерации. С этим годом связывались большие надежды на улучшение экологической ситуации в Байкальской природной территории, снижение чрезмерных экологических ограничений, оставляющих без легальных средств к существованию жителей районов и городов у Байкала. Но эти ожидания не сбылись.
Что же реально удалось сделать для сохранения уникальной экосистемы Байкальской природной территории? Самое большое достижение – полигон твердых коммунальных отходов в Еравнинском районе. Дело, разумеется, нужное, но насколько именно этот объект будет спасать Байкал? В то же время не сдвинулся с мертвой точки вопрос очистных сооружений – так и начата реконструкция правобережных очистных Улан-Удэ, ничего не изменилось в лучшую сторону и в населенных пунктах в непосредственной близи Байкала.
Несведущих людей иногда удивляет стремление ослабить ограничения хозяйственной деятельности у Байкала. Но там сошлись Участок Всемирного природного наследия, Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, водоохранная зона, прибрежная защитная зона, рыбоохранная зона. Мощность этих зон от 200 м до 80 км от уреза воды. У всех есть свои ограничения хозяйственной деятельности, которые в сумме делают невозможной жизнь человека вообще. Самое крутое – нельзя копать землю и пасти скот. Если добавить, что с 1 октября 2017 г. запрещен лов омуля, которым промышляло большинство местных жителей, то понятно, что чтобы элементарно выжить, местные жители вынуждены вести противозаконную деятельность. Тут уже не до сохранения экосистемы – голодный человек охранять природу не будет.
А ведь еще 1 марта 2016 г. в Общественной палате Российской Федерации прошли Общественные слушания «Защита прав граждан, проживающих в водоохранной зоне озера Байкал». После единодушных выступлений о произошедшем перегибе, прежде всего представителей Бурятии, директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды РФ Дмитрий КИРИЛЛОВ согласился, что сложившуюся ситуацию надо исправлять. Более того, было обещано сократить водоохранную зону до сентября 2016 г. Дальше пошло обсуждение, что лучше - 500 м или проект Института географии СО РАН на основе ландшафтного подхода.
Прошло полтора года. А воз и ныне там. При этом доводы Бурятии федеральные ведомства просто не слышат. Именно об этом свидетельствует письмо заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея ЯСТРЕБОВА № 03-14-29/26137 от 11.10.2017, полученная Общественной палатой Бурятии.
Кстати, С. ЯСТРЕБОВ, бывший комсомольский и советский работник еще в прошлом году был губернатором Ярославской области и никогда не имел ничего общего с экологией или природными ресурсами.
Министерство продолжает прорабатывать вопрос уточнения границ водоохранной зоны озера Байкал на основе поручения Президента РФ от 22.06.2017 № Пр-1180 и Правительства РФ от 30.06.2017 № ДМ-П9-4250. Подготовлен проект распоряжения Правительства РФ, предусматривающего новую конфигурацию водоохранной зоны. Но и в нее попадают 91 населенный пункт с населением 102,7 тыс. человек, 77 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 17 мест размещения отходов, 28 кладбищ, 21 автозаправочная станция, 373,8 км дорог без твердого покрытия. Проект направили правительствам Бурятии и Иркутской области с просьбой представить уточнения по границам водоохранной зоны в пределах территорий населенных пунктов с указанием координат поворотных точек.
На совещании в Минприроды РФ 18 сентября 2017 Г. Иркутской области и Бурятии было поручено на основе проекта Института географии определить количество прибрежных населенных пунктов, в границах которых требуется уточнение параметров водоохранной зоны в пределах не менее границ прибрежной защитной полосы озера с учетом необходимости обеспечения их дальнейшего социально-экономического развития.
Правительство Бурятии письмом № 01.08-015-И7344 от 29.09.2017 представило свои предложения. Но оказалось, что большая часть населенных пунктов расположена в пределах 200 м от береговой линии. В связи с этим Бурятии просто на просто отказано в доработке проекта распоряжения.
Иногда можно услышать, что жители прибрежных городов и сел оказались в резервации. Если бы! Резервации в США фактически приравнены к штатам – издают свои законы, имеют право вести деятельность, не допускаемую за их пределами. Например, в резервациях работают казино. За их пределами в США они разрешены только в штате Невада и городе Атлантик-сити.
В наших же прибрежных районах запрещена не только почти любая хозяйственная деятельность, но и жизнеобеспечение подпадает под серьезные ограничения. Например, в домах должна быть система канализации и сбора мусора. В связи с этим возникает вопрос, не пора ли федеральному руководству задуматься о депортации местного населения. Такой опыт есть. Сто лет назад при организации Баргузинского заповедника с родных мест, из п. Сосоновка на север, в безжизненную бухту Шегнанда, были депортированы эвенки. Не говоря уже об опыте 1932-1945 гг.
Но при этом встает вопрос о транспортной инфраструктуре в пределах тех 200 м от берега, которая наносит существенный ущерб Байкалу. Имеется в виду Транссиб, БАМ, автомобильные дороги Иркутск – Улан-Удэ и Даван – Северобайкальск – Нижнеангарск – Новый Уоян. Не пора ли их демонтировать и рекультивировать?
Итак, к чему мы пришли к концу Года экологии? К разбитому корыту?
Евгений КИСЛОВ
(Мнение эксперта может не совпадать с мнением редакции сайта)