Мы много говорим об уникальности озера Байкал, его всемирном
значении и необходимости сохранения. Но все ли мы делаем для этого?
Необходимо также понимать, что Байкал не ограничивается пресной
водой в глубокой впадине. Это сложная природная система, во многом
определяемая всем водосборным бассейном.
Водосборный бассейн в пределах Российской Федерации входит в
Байкальскую природную территорию – ее Центральную экологическую и
Буферные зоны. На эту территорию приходится 60% площади и 80%
населения Бурятии. И от того, как мы живем, как соблюдаем
экологические правила, во многом зависит состояние озера Байкал. Не
все определяется выставками и фестивалями.
Одна из наиболее эффективных форм сохранения окружающей среды –
особо охраняемые территории, то есть заповедники, национальные и
природные парки, заказники, памятники природы.
В соответствии с требованиями Конвенции «О сохранении
биоразнообразия», которую Россия ратифицировала, доля ООПТ должна
составлять 17% от площади региона (страны). Только 4 региона Сибири
и Дальнего Востока выполнили эту норму: Республика Алтай, Якутия,
Камчатский и Приморский края. В Бурятии доля ООПТ составляет только
8,8%.
При этом планируется вывод из Тункинского национального парка
земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения.
Компенсация предполагается за счет присоединения Снежинского
заказника. Это приведет к снижению доли ООПТ до 5% территории
Бурятии.
С одной стороны, это оправдано. Люди перестали быть хозяевами своей
земли, на которой до них жили их предки. Невозможно предоставить
землю многодетным землям и ветеранам боевых операций. Инвесторы не
хотят затевать строительство на арендованной земле без перспективы
получить ее в собственность.
Но есть много соображений и против. Это явно не обрадует мировую
экологическую общественности. Создастся опасный прецедент – сейчас
многие ООПТ в России испытывают угрозу со стороны желающих
построить курорт или начать разработки полезных ископаемых. А
жители Тункинского района, как не проживающие на территории
национального парка, лишаться возможности заготавливать дрова,
грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, косить сено на
опушках.
Да и нынешние ООПТ не в полной мере сохраняют природу. Например, в
них ведется рубка леса. Региональный исполком Общероссийского
народного фронта запросил такую информацию у Республиканского
агентства лесного хозяйства. И вот какая информация получена в
ответ. В 2017-2019 гг. были заключены договора купли-продажи лесных
насаждений: в Улюнском заказнике – 5 с физическими лицами;
Узколугском – 9 с ИП и юридическими лицами, 7 – с физическими,
Худакском – 1 с юридическими, 102 с физическими, Прибайкальском –
26 с юридическими, Ангирском – 88 с юридическими, Алтачейском – 10
с юридическими и 40 с физическими, Эналукском – 61 с юридическими
лицами. При этом никого не смущает, что Прибайкальский и
Энхалукский заказники находятся в Центральной экологической зоне, а
Алтачейский – федерального значения и находится под управлением
Байкальского заповедника. К тому же руководитель РАЛХ Александр
МАРТЫНОВ порекомендовал в письме запросить материалы согласований и
положение о заказниках в администрациях заказников. Но у заказников
нет администраций! Так вообще с кем-то согласовывались эти
рубки?
Самое главное – нет стратегии развития ООПТ в Бурятии. Хотя именно
ООПТ местного значения могли быть стать барьером для дикого
туризма, оцивилизовать его. Такой опыт в Бурятии уже есть.
Третий год в Бурятии не выполняется федеральное законодательство в
части создания городских лесопарковых зон. Поправки в федеральное
законодательство об ограничении вырубки деревьев вокруг крупных
городов были приняты по инициативе Общероссийского народного фронта
и вступили в силу 1 января 2017 г. Создание зеленого пояса должно
защитить лесные территории от вырубки, строительства, размещения
отходов производства, разработки месторождения полезных
ископаемых.
По данным государственного лесного реестра по состоянию на 1 января
2017 г. на территории Бурятии площадь зеленых зон составляла 273,8
тыс. га, лесопарковых зон – 26,1 тыс. га, в том числе вокруг
Улан-Удэ - 105,7 тыс. га и 26,1 тыс. га. Леса, расположенные на
землях населенных пунктов, занимали площадь в 29,6 тыс. га.
На территории Улан-Удэ городские леса занимают 8,7 тыс. га. Ими
управляет МБУ «Городское лесничество». Городской администрацией
установлены границы городских лесов, сведения о лесах внесены в
Единый государственный реестр недвижимости. Лесоустроительные
работы в Северобайкальске до сих пор не закончены.
30 января 2018 г. Общественная палата Бурятии провела публичные
слушания, на которых инициатива о создании «зеленых щитов» в
Бурятии была одобрена. Ходатайство с протоколом и резолюцией было
направлено в Народный Хурал. Законодательный орган должен был
принять решение в течение 40 дней, но так и не сделал это.
25 февраля этого года на конференции регионального отделения
Общероссийского народного фронта председатель Народного Хурала
Владимир ПАВЛОВ пообещал, что на апрельской сессии будет принят
республиканский закон о городских лесопарковых зонах. Но и этого не
произошло.
Основные аргументы противников заключаются в том, что пригородные
леса и так имеют охранный статус и что нет денег на дополнительные
лесоустроительные работы. Но отсутствие финансирования не может
служит поводом не исполнять федеральный закон.
В случае вхождения городских и пригородных лесов в «зеленый щит» их
охранный статус будет усилен. Появится гарантия против уменьшения
площади «зеленого щита». Повысится статус общественных контролеров.
Поэтому работа по организации «зеленых щитов» Улан-Удэ и
Северобайкальска надо продолжить, может быть, при помощи
прокуратуры.
А пока мы видим, как вырубаются городские леса и чувствуем, как
ухудшается городской воздух. А, главное – Улан-Удэ и
Северобайкальск стали одними из главнейших загрязниетелей озера
Байкал.
Естественно, если мы уж приняли на себя обязательства по сохранению
озера Байкал перед мировым сообществом, то и это сообщество в лице
ЮНЕСКО должно нам помогать. Пусть не деньгами, чтобы их не
разворовали, а технологиями, методиками, техникой, обучением. Но
ведь этого ничего нет. И наше руководство об этом не
заботится.
Надо сказать, что проблем в сохранении здоровой окружающей среды и
Байкала, в частности, много. В этой статье были затронуты лишь
некоторые.
Евгений КИСЛОВ,
Председатель комиссии по развитию территорий, экологии и природным
ресурсам Общественной палаты Бурятии, кандидат
геолого-минералогических наук
Мнение эксперта может не совпадать с мнением редакции сайта
ФССОБ