Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

ТАК ЛИ МЫ СОХРАНЯЕМ БАЙКАЛ

03.11.2019

Мы много говорим об уникальности озера Байкал, его всемирном значении и необходимости сохранения. Но все ли мы делаем для этого? Необходимо также понимать, что Байкал не ограничивается пресной водой в глубокой впадине. Это сложная природная система, во многом определяемая всем водосборным бассейном.
Водосборный бассейн в пределах Российской Федерации входит в Байкальскую природную территорию – ее Центральную экологическую и Буферные зоны. На эту территорию приходится 60% площади и 80% населения Бурятии. И от того, как мы живем, как соблюдаем экологические правила, во многом зависит состояние озера Байкал. Не все определяется выставками и фестивалями.
Одна из наиболее эффективных форм сохранения окружающей среды – особо охраняемые территории, то есть заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы.
В соответствии с требованиями Конвенции «О сохранении биоразнообразия», которую Россия ратифицировала, доля ООПТ должна составлять 17% от площади региона (страны). Только 4 региона Сибири и Дальнего Востока выполнили эту норму: Республика Алтай, Якутия, Камчатский и Приморский края. В Бурятии доля ООПТ составляет только 8,8%.
При этом планируется вывод из Тункинского национального парка земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. Компенсация предполагается за счет присоединения Снежинского заказника. Это приведет к снижению доли ООПТ до 5% территории Бурятии.
С одной стороны, это оправдано. Люди перестали быть хозяевами своей земли, на которой до них жили их предки. Невозможно предоставить землю многодетным землям и ветеранам боевых операций. Инвесторы не хотят затевать строительство на арендованной земле без перспективы получить ее в собственность.
Но есть много соображений и против. Это явно не обрадует мировую экологическую общественности. Создастся опасный прецедент – сейчас многие ООПТ в России испытывают угрозу со стороны желающих построить курорт или начать разработки полезных ископаемых. А жители Тункинского района, как не проживающие на территории национального парка, лишаться возможности заготавливать дрова, грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, косить сено на опушках.
Да и нынешние ООПТ не в полной мере сохраняют природу. Например, в них ведется рубка леса. Региональный исполком Общероссийского народного фронта запросил такую информацию у Республиканского агентства лесного хозяйства. И вот какая информация получена в ответ. В 2017-2019 гг. были заключены договора купли-продажи лесных насаждений: в Улюнском заказнике – 5 с физическими лицами; Узколугском – 9 с ИП и юридическими лицами, 7 – с физическими, Худакском – 1 с юридическими, 102 с физическими, Прибайкальском – 26 с юридическими, Ангирском – 88 с юридическими, Алтачейском – 10 с юридическими и 40 с физическими, Эналукском – 61 с юридическими лицами. При этом никого не смущает, что Прибайкальский и Энхалукский заказники находятся в Центральной экологической зоне, а Алтачейский – федерального значения и находится под управлением Байкальского заповедника. К тому же руководитель РАЛХ Александр МАРТЫНОВ порекомендовал в письме запросить материалы согласований и положение о заказниках в администрациях заказников. Но у заказников нет администраций! Так вообще с кем-то согласовывались эти рубки?
Самое главное – нет стратегии развития ООПТ в Бурятии. Хотя именно ООПТ местного значения могли быть стать барьером для дикого туризма, оцивилизовать его. Такой опыт в Бурятии уже есть.
Третий год в Бурятии не выполняется федеральное законодательство в части создания городских лесопарковых зон. Поправки в федеральное законодательство об ограничении вырубки деревьев вокруг крупных городов были приняты по инициативе Общероссийского народного фронта и вступили в силу 1 января 2017 г. Создание зеленого пояса должно защитить лесные территории от вырубки, строительства, размещения отходов производства, разработки месторождения полезных ископаемых.
По данным государственного лесного реестра по состоянию на 1 января 2017 г. на территории Бурятии площадь зеленых зон составляла 273,8 тыс. га, лесопарковых зон – 26,1 тыс. га, в том числе вокруг Улан-Удэ - 105,7 тыс. га и 26,1 тыс. га. Леса, расположенные на землях населенных пунктов, занимали площадь в 29,6 тыс. га.
На территории Улан-Удэ городские леса занимают 8,7 тыс. га. Ими управляет МБУ «Городское лесничество». Городской администрацией установлены границы городских лесов, сведения о лесах внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Лесоустроительные работы в Северобайкальске до сих пор не закончены.
30 января 2018 г. Общественная палата Бурятии провела публичные слушания, на которых инициатива о создании «зеленых щитов» в Бурятии была одобрена. Ходатайство с протоколом и резолюцией было направлено в Народный Хурал. Законодательный орган должен был принять решение в течение 40 дней, но так и не сделал это.
25 февраля этого года на конференции регионального отделения Общероссийского народного фронта председатель Народного Хурала Владимир ПАВЛОВ пообещал, что на апрельской сессии будет принят республиканский закон о городских лесопарковых зонах. Но и этого не произошло.
Основные аргументы противников заключаются в том, что пригородные леса и так имеют охранный статус и что нет денег на дополнительные лесоустроительные работы. Но отсутствие финансирования не может служит поводом не исполнять федеральный закон.
В случае вхождения городских и пригородных лесов в «зеленый щит» их охранный статус будет усилен. Появится гарантия против уменьшения площади «зеленого щита». Повысится статус общественных контролеров. Поэтому работа по организации «зеленых щитов» Улан-Удэ и Северобайкальска надо продолжить, может быть, при помощи прокуратуры.
А пока мы видим, как вырубаются городские леса и чувствуем, как ухудшается городской воздух. А, главное – Улан-Удэ и Северобайкальск стали одними из главнейших загрязниетелей озера Байкал.
Естественно, если мы уж приняли на себя обязательства по сохранению озера Байкал перед мировым сообществом, то и это сообщество в лице ЮНЕСКО должно нам помогать. Пусть не деньгами, чтобы их не разворовали, а технологиями, методиками, техникой, обучением. Но ведь этого ничего нет. И наше руководство об этом не заботится.
Надо сказать, что проблем в сохранении здоровой окружающей среды и Байкала, в частности, много. В этой статье были затронуты лишь некоторые.

Евгений КИСЛОВ,
Председатель комиссии по развитию территорий, экологии и природным ресурсам Общественной палаты Бурятии, кандидат геолого-минералогических наук

Мнение эксперта может не совпадать с мнением редакции сайта ФССОБ