Коллективный член Русского географического общества










Новости

Новости Байкала

Стратегический вопрос чистоты побережья озера Байкала всё ещё решается за счёт энтузиастов

10.06.2010

Байкал утопает в мусоре. По обочинам федеральной трассы белыми чайками порхают пластмассовые пакеты, на окрестных пастбищах разноцветными цветами пестрит пластик, пляжи засыпаны битым стеклом.

Наша туристско—рекреационная зона больше напоминает огромную помойку, которая нас, похоже, вполне устраивает. Пока мы ровным счетом не сделали ничего, чтобы придать хоть какой-то товарный вид единственному раскрученному на весь мир объекту местного туризма. При всем при этом сама тема сбора мусора на Байкале ежегодно бьет все негласные рейтинги популярности.

Помнится, с этой темы начал свою работу в Бурятии президент Наговицын. За чистоту Байкала ратуют организаторы всевозможных взрослых акций и детских мероприятий. Каждый год сюда высаживаются отборные десанты волонтеров и энтузиастов, чтобы под вспышки телекамер публично продемонстрировать свою любовь к природе. Надзорные природоохранные структуры сбились с ног, подсчитывая количество свалок в кустах и выписывая предписания. Байкал любят все, только мусора там отчего-то становится все больше и больше.

5 генералов и мусорные мешки возле коттеджей

— Закон о местном самоуправлении перед проблемой мусора оказался бессилен, — объясняет депутат муниципального образования “Сухинское” Юрий Васильцов. — Мы буквально задыхаемся от мусора, загажено все, турбазы залили все окрестные леса фекалиями, пройти невозможно. На каждом сходе местные жители требуют решить этот вопрос, но все остается по-прежнему. Самое смешное, что в нашем поселении (села Энхалук, Заречье, Сухая) живут 5 генералов, депутаты Госдумы, здесь отдыхает все наше правительство, чиновники федерального и республиканского уровня, какие хотите VIP-персоны, но это ничего не решает. Дело дошло до того, что владельцы коттеджей просто начали выставлять за ворота мусорные мешки со всем его содержимым. Собаки растаскивают эти мешки по всей округе, мешки лопаются… У кого совести побольше и есть транспорт, тот везет свой мешок на несанкционированную свалку, у кого ее, совести, нет — просто выбрасывает мешок из окна своего лакированного авто и мчится так, что мы даже не успеваем записать номер машины. У кого нет машин, выкидывает мусор за забор. Мусор весь здесь, никто в Улан-Удэ его с собой не везет.

В советское время проблема мусора в деревне также не решалась, но и мусора как такового не было. Пластика не существовало, упаковка была бумажной, стеклотару можно было сдать в тот же магазин. Сейчас мусор — неизбежный спутник нашей жизни. Здесь в равной степени мусорят и местные, и приезжие. С одной стороны, у поселения нет средств собирать и вывозить мусор. Весь наш годовой бюджет — это 4 млн. рублей, которых не хватает даже на самое необходимое. С другой стороны, нам некуда вывезти мусор, нет у нас такого места. Во всем Кабанском районе существует всего 4 санкционированные свалки. Наша несанкционированная свалка завалена до небес. При этом в Сухой нет организованного вывоза мусора, нет какого-либо предприятия, которое занималось бы сбором и утилизацией мусора, соответственно, нет и оплаты за мусор. В Сухой нет инженерных коммуникаций, нет центрального водоснабжения, канализации, нет ничего. Не работает административная комиссия по пресечению фактов сброса мусора, ее фактически у нас нет. Да, этими функциями наделен глава местного самоуправления. Но как вы себе представляете этого главу, пожилого больного человека, в одиночку бегающего по побережью и предъявляющего претензии пьяным компаниям непростых людей, приезжающих с соответствующими корочками, оружием, угощением и планами, в которые никак не вписывается ползанье за бутылками по кустам. Даже если такой штраф и удастся выписать, все, что грозит физическому лицу по нынешнему законодательству, — 100 рублей за сброс мусора и иных отходов потребления вне специально отведенных мест.

Конечно, время от времени на Байкал наезжают волонтеры, энтузиасты и школьники, но это не решает проблемы. Плоды их труда за считанные дни оказываются погребены под новыми горами мусора, и все начинается сначала.

Мусора на Байкале еще слишком мало

Сдвиги есть. Минприроды РБ выделяет средства, чтобы организовать этим летом на Байкале эксперимент по раздельному сбору мусора, прессованию его и временному складированию на специально построенных площадках. Житие 5 генералов бесследно не прошло. Собирать и складировать мусор решено пока в самых престижных поселениях прибрежной полосы — поселении “Сухинское” Кабанского района и поселении “Гремячинское” Прибайкальского района. Схема такова. В каждом из вышеозначенных поселений сделают площадки для сортировки мусора, его измельчения и прессования с тем, чтобы в будущем построить здесь мусоросортировочную станцию. Села Сухая, Энхалук и Гремячинск снабдят контейнерами для раздельного сбора стекла, жести и пластика. Заинтересованные коммерсанты закупят прессовальные машины и спрессуют накопившийся мусор в брикеты. Брикеты доставят на площадки временного хранения, а оттуда — на мусороперерабатывающий завод в Улан-Удэ.

Пока государственные деньги будут подпитывать всю эту цепочку, она наверняка будет работать. Как только дармовые деньги кончатся, коммерческая выгода от всего этого мероприятия превратится в ноль. Как ни парадоксально это прозвучит, мусора сегодня на Байкале все же мало, чтобы начать ковать из него деньги. К примеру, во всем поселении “Сухинская” постоянно проживает только тысяча человек. В летний сезон численность возрастает до 20 тысяч. Если не брать во внимание многолетние свалки, все, что оставят после себя отдыхающие, легко спрессовать в брикеты за пару дней. Дальше в Улан-Удэ придется возить воздух. По словам председателя комитета ЖКХ и УМИ администрации Кабанского района Юрия Лизунова, только сейчас в районе разрабатывается генеральная схема очистки территории от мусора. Когда эта схема будет разработана (приблизительно конец года), туда и войдут планируемые площадки под временное складирование мусора. Сбор мусора должны организовать органы местного самоуправления, наладить заключение договоров с жителями. Процент таких договоров на сегодня мал. Система административных штрафов работает слабо. По некоторым данным, за два последних года во всем Кабанском районе по поводу несанкционированного выброса мусора было составлено всего около 50 протоколов, причем в отношении всех — и физических, и юридических лиц. Что остается? Остается одно — лето на помойке.


Справка «МК»

По данным минэкономразвития РБ, на сегодня в республике официально действуют всего 5 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) площадью 46 га. Их общая вместимость составляет 892 тыс. куб.м, тогда как ежегодный (!) объем вновь образованных ТБО в Бурятии превышает 1300 тыс. куб.м. В подавляющем большинстве муниципальных образований нет сертифицированных объектов размещения отходов. К тому же полигонов по захоронению отходов I и II классов опасности в республике вообще нет. Среднее расстояние по вывозу ТБО на полигоны составляет 16 км. В 2008 году в рамках федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года” начато строительство инженерной инфраструктуры в с. Максимиха Баргузинского района. Проект стоимостью почти 450 млн. рублей включает строительство в Максимихе сетей канализации, очистных сооружений и полигона ТБО. В период с 2008 по 2009 годы профинансировано всего 262,7 млн. рублей. На 2010 год запланировано финансирование в размере почти 187 млн. рублей.
 
Источник: Портал БурятииRB03