Коллективный член Русского географического общества










Новости

Новости Байкала

Академик РАН Николай Касимов рассказал о грантовых программах РГО

03.12.2012

Об исследовательской, просветительской и образовательной деятельности, выполненной на гранты возглавляемого Сергеем Шойгу Русского географического общества (РГО), в интервью «Газете.Ru» рассказал первый вице-президент РГО, декан географического факультета МГУ, академик РАН Николай Касимов.

— 30 ноября и 1 декабря 2012 года в Петербурге, в штаб-квартире РГО, проходит конференция «Итоги грантовой деятельности РГО в 2010—2011 гг.». По каким принципам выделяются гранты? О каких суммах идет речь?

— Грантовые программы 2010—2011 гг. были объявлены еще в ноябре 2009 года на съезде РГО председателем попечительского совета общества Владимиром Путиным. В 2010 году выделено 50 млн рублей, выдано 15—17 грантов. В 2011 году было выдано порядка 40 грантов на научно-исследовательскую, экспедиционную, образовательную, издательскую, медийную деятельность. Итоги этих работ и будут подведены в Санкт-Петербурге. Подобные встречи с подведением итогов грантовой деятельности планируем проводить раз в два года.

— Каков размер одного гранта?

— Размер грантов колеблется от 150 тысяч рублей до 10 миллионов (на крупные экспедиции и медийные проекты). К примеру, на издательскую деятельность выделяется в среднем по 500 тысяч рублей на грант: издаем книги, атласы. Экспедиционные гранты более крупные. Например, проведены археолого-географические исследования экспедиции «Кызыл—Курагино» (2011—2012, Тува), которые связаны со строительством железной дороги по этому маршруту. В прошлом году мы впервые занялись поддержкой школьных экспедиций в рамках мер популяризации географического образования. В результате около 20 школ по всей стране получили по 150—200 тыс. рублей на организацию региональных экспедиций. Надеюсь, в следующем году нам удастся увеличить число школьных грантов в несколько раз. Среди других значимых проектов комплексная экспедиция по оценке последствий природно-техногенной катастрофы в Японии (2011 год, Фукусима). Российские ученые, отправившиеся к японским берегам на исследовательском судне, в ходе этой поездки смогли установить, что уровень радиоактивного воздействия после событий марта прошлого года не представляет угрозы для территории нашей страны. Экспедиция «Новосибирские острова» (2011—2012) была посвящена изучению ландшафтных особенностей и природоохранной специфики островов Новосибирского архипелага — одной из самых малоизученных территорий нашей страны. Сейчас материалы, полученные в ходе экспедиции, обрабатываются; надеюсь, что в следующем году эти изыскания будут продолжены.

Также хочу упомянуть комплексную экспедицию «Селенга—Байкал», которая работает уже два года: команда из МГУ ведет изучение трансграничного водного воздействия на территорию нашей страны. Селенгинский бассейн расположен как на российской, так и на монгольской территории. Нам важно знать, какие вещества поступают в воды объекта мирового природного наследия – озера Байкал — и с российской, и с монгольской стороны.

— Можете привести примеры проектов в области экологического картографирования, которые были выполнены в рамках грантов РГО?

— Второй год мы поддерживаем создание нового «Экологического атласа России», который будет содержать несколько сотен карт, создаваемых на географическом факультете МГУ, Институте географии РАН и в ряде других организаций. В завершающей стадии находится создание «Атласа и глобуса русских географических открытий и исследований Земли, начиная со средних веков» (проект ведется силами Института географии РАН). В Научно-производственном картографическом центре Московского государственного университета геодезии и картографии опубликован новейший фундаментальный атлас «Картографическая энциклопедия России» — он уже получил широкое признание. Идут работы по созданию целого ряда региональных атласов, например Саратовской области и некоторых других. Следует отметить и интересный труд наших оренбургских коллег «Урал как мегарегион Евразии» (по итогам грантов РГО 2010—2011 гг. подготовлены «Урал – граница Европы и Азии» и «Природное наследие Урала»).

— Активно развивается работа технологической платформы «Технологии экологического развития». В ноябре вы, являясь председателем руководящего комитета технологической платформы, подписали соглашение о сотрудничестве с администрацией Томской области. Что собой представляет технологическая платформа? Каковы перспективы ее работы?

— «Технологии экологического развития» — одна из 30 технологических платформ, развиваемых сегодня в России. Инициаторами ее создания стали Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГУ) и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», координирует проект Русское географическое общество. По своей сути эта технологическая платформа является уникальным и необходимым механизмом взаимодействия частного и государственного секторов для решения различных актуальных вопросов и проблем в области окружающей среды.

Особое внимание в рамках деятельности платформы уделяется четырем группам технологий: экологически чистые технологии производства; технологии, обеспечивающие экологически безопасное обращение с отходами, включая ликвидацию накопленного ранее экологического ущерба; системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и негативных последствий изменения климата; технологии, обеспечивающие рациональное природопользование, экологическую безопасность и поддержание новых экологических стандартов жизни человека.

В Евросоюзе, например, существуют 35 технологических платформ. Но среди них нет платформы, которая занималась бы именно проблемами состояния окружающей среды, так как практически все представители науки и производства в Евросоюзе в своей деятельности учитывают «зеленую» проблематику.

В то же время для России было важно сформировать самостоятельное поле деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Стать участниками технологической платформы могут все желающие организации. Безусловно, существует определенный регламент, критерии отбора. На данный момент платформа объединяет более 200 организаций: вузы, научно-исследовательские институты, проектные, консалтинговые, инжиниринговые компании, производственные предприятия, институты развития и фонды, органы государственной власти.

— Почти вся Европа использует раздельный сбор мусора. Платформа предполагает переход к такому в России?

— Эта передовая технология — ее важно внедрять в России. Но необходимо желание населения и содействие органов власти. В Москве проводили эксперимент по раздельному сбору мусора. Раздельный сбор мусора приводит к необходимости решения других технологических проблем, связанных с переработкой отходов. Данные вопросы — предмет деятельности соответствующих организаций, которые также являются участниками технологической платформы. Работа платформы направлена на поиск эффективных путей взаимодействия между наукой и производством, создание условий для развития и внедрения новых технологий.

Источник:http://www.gazeta.ru/
Фото с сайта:http://www.wwf.ru