Коллективный член Русского географического общества










Новости

Новости Фонда

На сайте географического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова опубликован материал, посвященный участию Председеталя Попечительского совета ФССОБ М.В.Слипенчука в экспедиции «Антарктида-2009»

15.04.2009

Пожалуй, каждый человек в глубине души мечтает увидеть весь мир своими глазами. Не был исключением и М.В. Слипенчук — ныне генеральный директор инвестиционной финансовой компании «Метрополь», в прошлом — студент географического факультета МГУ (выпуск 1987 года). О том, как осуществилась его заветная мечта, и о своем последнем путешествии в Антарктиду, 20 марта он поведал студентам-географам Московского университета.

— Экспедиция на «ледяной» материк состоялась во второй половине января 2009 года. Ее цель заключалась в инспекции полярных станций, поэтому среди участников нашего путешествия были представители органов государственной власти. Добраться до Антарктиды можно двумя способами: через Южную Америку и через Африку. Москва-Лондон-Кейптаун-Антарктида — таков был наш маршрут.
Каково было наше удивление, когда в Кейптауне мы увидели атомный крейсер «Петр Великий»! Небывалым событием его присутствие было и для самих южноафриканцев. Дело в том, что иностранным военным кораблям для захода в порт Кейптаун нужно получить специальное разрешение, выдаваемое властями ЮАР с превеликим «скрипом». В сопровождении работников посольства и самого посла России в ЮАР мы посетили флагман российского флота.
Затем на грузовом широкофюзеляжном самолете АН-76 мы вылетели из Кейптауна на Южный континент. Прибыли в «ледовый аэропорт» Антарктиды на российскую полярную станцию «Новолазаревская». Внутренние перелеты по материку до сих пор осуществляются на небольших по нынешним меркам самолетах (в основном за их основу взята модель американского самолета «Дуглас» 1943 года. В нашей стране он был известен под «советским» наименованием Ли-2). Но внутренняя «начинка» у этих самолетов суперсовременная. Преимущество этих машин в том, что они могут садиться и взлетать не только на бетонную взлетную полосу, но и на грунтовое покрытие и даже лед.
Люди по материку передвигаются на санях. Существуют даже дорожные перекрестки и указатели направлений! Вообще существующее представление об Антарктиде, как о безжизненном материке, ошибочно: на нем кипит активная жизнь. По крайней мере, летом (Южного полушария).
Интересно, что вода в озерах «оазисов» Антарктиды лишь немногим отличается от дистиллированной, и поэтому используется в хозяйственных целях без какой-либо очистки. Да и воздух до такой степени чист и прозрачен, что кажется, будто гора, находящаяся на самом деле на расстоянии 60-90 км, «стоит» прямо перед тобой.
Используемая сегодня на станции «Новолазаревская» техника, увы, устарела. Та техническая база, которую создал в свое время Советский Союз, практически не обновлялась. Зато приятной неожиданностью было обнаружить среди льда и холода настоящую русскую баньку!
Освоившись на станции «Новолазаревская», мы отправились на бельгийскую станцию «Принцесса Элизабет». Она начала строиться только в ноябре прошлого года, причем исключительно на частные пожертвования. Пока идут строительные работы, люди живут в палатках, где бельгийцы радушно предложили переночевать и нам. Работает бельгийская станция, используя два источника энергии: ветровую и солнечную.
После мы посетили индийскую станцию «Майтри», название которой переводится с хинди как «дружба». Создавалась она еще несколько десятилетий назад. К слову сказать, на всех без исключения станциях материка проводятся регулярные ежедневные метеорологические измерения.
Вернувшись от «индийцев», мы отправились на станцию «Тролл», принадлежащую норвежцам, куда летели самолетом около четырех часов. Одним из направлений деятельности норвежцев является контроль загрязнений вод Атлантики с помощью радиосигналов и спутников.
Незаметно пролетело отпущенное на нашу экспедицию время. Увы, все хорошее заканчивается слишком быстро. Мы сделали последний общий снимок, стоя на земле таинственного материка Антарктида, тепло попрощались с нашими полярниками и вылетелисо станции «Новолазаревская» обратно в Кейптаун…
Когда в детстве ты ставишь себе определенную цель и, спустя долгое время, уже в зрелом возрасте, ее достигаешь, то испытываешь ни с чем не сравнимое удовлетворение. Одну из поставленных мною жизненных Целей я выполнил — стал путешественником.

Не зря говорят, если хочешь чего-то добиться в жизни, главное, чтобы было желание. А все остальное приложится. Обязательно приложится».

Материал подготовила Влада Верёвкина,
студентка 2 курса географического факультета

Посмотреть фотографии экспедиции
http://www.geogr.msu.ru/gallery/events/index.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=103&view_mode=view