Коллективный член Русского географического общества










Новости

Новости Фонда

Наметилось положительное решение по водоохранной зоне озера Байкал

24.03.2016

24 марта на заседании Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассматривался проект федерального закона № 889726-6 «О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (в целях установления особого режима хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны озера Байкал), внесенный депутатами Государственной Думы М.В. Слипенчуком, С.П. Кузиным, А.Н. Пономаревым и др.

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел указанный проект федерального закона, одобрил его и отправил на доработку к первому чтению. Авторам законодательной инициативы рекомендовано изменить текст законопроекта и доработать указанный проект федерального закона до первого чтения с учетом замечаний и предложений в соответствии с заключением Комитета, а также утвердить заключение на указанный законопроект. Ответственный от Комитета – Председатель  Комитета В.И.Кашин.

В своем выступлении Председатель Комитета В.И. Кашин выразил недоумение, почему со стороны Минприроды и Правительства наблюдается такое упорство и нежелание признать неверным Распоряжение, после которого водоохранная зона озера Байкал и Центральная экологическая зона байкальской природной территории практически полностью совпали. В границы водоохранной зоны попали 130 человек, и права их оказались ущемлены.

«Вопрос надо снимать! Мы говорим о новых программах и улучшений условий для жизни, но при этом выходят такие распоряжения. Надо направить все силы, на решение данной ситуации в ближайший месяц», – призвал В.И. Кашин.

Комментируя законопроект, Заместитель председателя Комитета М.В. Слипенчук доложил, что вчера ему сообщили в Министерстве природных ресурсов о решении сократить водоохранную зону до 500 метров. Представитель Департамента водных ресурсов Минприроды Е.М. Шишко подтвердил, что на основании письма Главы Республики Бурятия В.В. Наговицына Правительство РФ поручило Министерству разработать законопроект с изменениями в Водный кодекс и Закон об охране озера Байкал, предполагающий сокращение водоохранной зоны до 500 метров.

М.В. Слипенчук поблагодарил депутатов, руководство республики, всех активистов и общественников, которые принимали активное участие в продвижении и обсуждении проблемы водоохраной зоны озера.  «Мы были услышаны. Это большая победа. Решение вопроса сдвинулось с места, но останавливаться на достигнутом нельзя, надо продолжать работать над улучшением уровня жизни на берегах Байкала. Проблем остается еще много и работы тоже», – заключил М.В. Слипенчук.

В случае, если законопроект Минприроды о сокращении водоохранной зоны до 500 метров будет принят, проект федерального закона № 889726-6 «О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (в целях установления особого режима хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны озера Байкал) будет отозван.


Справка:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11. 2006 г.№ 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и её экологических зон. Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 г.№ 368-р утверждены границы водоохраной и рыбоохранной зон озера Байкал. Границы водоохраной зоны озера Байкал практически полностью совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ). Теперь территория от уреза воды до вершин байкальских хребтов шириной до 60 километров вошла в водоохранную зону озера Байкал.

В Республике Бурятия и в Иркутской области в границы водоохранной зоны попали 159 населенных пунктов с населением 130 тысяч человек, они фактически лишены возможности проживать на данной территории без нарушений требований действующего законодательства.

Вся хозяйственная и иная деятельность на территории водоохранной зоны и ЦЭЗ БПТ должна осуществляется в соответствии с указанными требованиями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (далее – Перечень).

В соответствии с требованиями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранной зоны запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест размещения бытовых и производственных отходов, движением и стоянка транспортных средств на дорогах и стоянках без твердого покрытия, размещение АЗС и СТО, распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных, а также традиционная для местного населения производственная деятельность по лесозаготовке и переработке древесины и рыболовство.

Анализ режима водоохранной зоны и Перечня, показал их определённые несоответствия. В частности, перечнем запрещена деятельность по утилизации отходов в части складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I – V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений. Статьей 14 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I – III классов опасности. В то же время статьёй 65 Водного кодекса РФ установлен полный запрет на размещение объектов размещения отходов производства и потребления.

Исполнение требований Водного кодекса РФ потребует переноса объектов размещения отходов за пределы водоохранной зоны озера Байкал, что в прибрежных районах оз. Байкал может составить от 50 км. (для п. Усть-Баргузин) до 100 км. (для г. Северобайкальск, пос. Нижнеангарск) и 150 км. (для г. Бабушкин, пос. Выдрино, пос. Клюевка). Большое транспортное «плечо» вывоза отходов обусловит увеличение тарифов на вывоз отходов. При низкой платежеспособности населения это будет приводить к банкротству организаций, осуществляющих вывоз отходов, и, в конечном итоге, к загрязнению отходами прилегающих к озеру Байкал территорий.

Одновременно серьёзной проблемой станет запрет на размещение кладбищ. Согласно генпланам поселений, запроектировано размещение 11 новых кладбищ (Саяпиха, с. Байкальское, Н. Энхалук, Сухая, Заречье, Оймур, Дубинино, Бабушкин, Боярский, Мантуриха, Клюевка). В свою очередь, соблюдение требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.2882-11 исключает экологический вред. В этой связи создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы (статья 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Кроме того, в водоохранной зоне запрещены движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, запрещается. Лесные дороги, по определению, не имеют твердого покрытия. При выполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводстве лесов, ведении охотхозяйственных мероприятий, используется техника как специального назначения, так и обычные транспортные средства. Фактически запрет препятствует тушению лесных пожаров и охотхозяйственным мероприятиям на значительной площади ЦЭЗ.

Наконец, проблемным в ближайшем будущем станет запрет на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, поскольку невозможно будет предоставить право пользования участками недр для обслуживания автомобильных дорог после окончания срока действия действующих лицензий. При этом Перечнем запрещена разработка только месторождений общераспространённых полезных ископаемых, ранее не затронутых эксплуатационными работами.

В Комитет поступило обращение инициативной группы граждан с приложением около 7500 подписей жителей, проживающих в границах Байкальской природной территории, которые требуют отмены подзаконных актов, принятых без учета интересов проживающих на данной территории людей.

В поддержку данного обращения принято Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 28 августа 2015 года № 1301-V.

В связи с изложенным Комитет обратился к Министру природных ресурсов и экологии С.Е.Донскому с просьбой принять необходимые меры в целях снятия социальной напряженности и обеспечения интересов проживающего в границах водоохранной зоны озера Байкал населения.

Кроме того, депутаты Государственной Думы М.В.Слипенчук, С.П.Кузин, А.Н.Пономарев и другие внесли рассматриваемый законопроект.

Необходимо учитывать, что сам указанный законопроект содержит ряд отсылочных норм, в соответствии с которыми для водоохраной зоны озера Байкал устанавливается «особый» режим хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал. Предполагается, что перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне и водоохраной зоне озера Байкал, будет утвержден Правительством Российской Федерации.

Таким образом, согласно законопроекту особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне озера Байкал будет определяться актом Правительства Российской Федерации, а не федеральным законом вопреки концепции Кодекса.

По мнению Правительства Российской Федерации, в целях недопущения минимизации установленных водным законодательством требований к использованию водоохранных зон водных объектов с учетом задач социально-экономического развития прилегающих к озеру Байкал регионов предлагаемый в пояснительной записке к законопроекту перечень запрещенных видов деятельности следует установить в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» по аналогии с положениями частей 15-17 статьи 65 Кодекса.

Кроме того, необходимо учитывать, что в настоящее время в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 10.12.2015 г. № ДМ-П9-8354р Минприроды России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на изменение подходов к установлению водоохранной зоны озера Байкал.

На законопроект поступил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации, заключение Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации, а также отзывы советника Президента Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицкого и ОМННО «Совет Гринпис», содержащие замечания о необходимости доработки законопроекта.

Комитет считает, что вышеназванные замечания федеральных органов государственной власти являются существенными и их необходимо учесть в рассматриваемом законопроекте.

С учетом изложенного, Комитет считает целесообразным для выработки согласованной позиции между субъектами права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации и Государственно-правовым Управлением Президента Российской Федерации рекомендовать авторам законодательной инициативы изменить текст законопроекта и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.