Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

Аргументы и Факты в Калининграде: "МИРЫ" НА БАЙКАЛЕ Калининградцы достигнут дна глубочайшего озера планеты.

03.07.2008

Через неделю научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш" почти на два года расстанется с "Мирами" - глубоководными опускаемыми аппаратами, которые будут участвовать в экспедиции на озеро Байкал. ЭТО произойдет впервые с 1987 года, когда "Миры" были установлены на борту судна, которому в декабре 2008 года исполнится 28 лет. НАПОМНИМ, что научно-исследовательская экспедиция "Миры" на Байкале" проводится учеными Института океанологии им. П. Ширшова Российской Академии наук при поддержке Фонда содействия сохранению озера Байкал. Оно образовалось более 25 млн. лет назад в районе крупнейшей на Земле системы разломов и является самым глубоководным озером на планете. Здесь сосредоточены более 20% мировых запасов пресной воды. Речь идет о сохранении Байкала как стратегического резервуара пресной воды для будущих поколений.
Среди тех, кто будет работать на "Мирах" в байкальских глубинах, - Евгений ЧЕРНЯЕВ, командир  экипажа, инженер, исследователь. Он награжден двумя орденами - Трудового Красного Знамени за участие в постройке глубоководных аппаратов и Орденом Мужества за обнаружение атомной подводной лодки "Комсомолец" и закрытие проломов ее носового отсека. Предстоящая экспедиция  станет одной из самых сложных в биографии Черняева и его коллег. Во-первых, работать придется в пресной воде, и здесь плавучесть аппаратов снижается. Поэтому их приходится облегчать и снимать все навесное оборудование, без которого можно обойтись. Кроме того, на "Миры" для плавучести будут установлены панели из так называемого синтактика - очень легкого и прочного материала. Во-вторых, учитывая, что "Миры" будут базироваться на приспособленной для работ барже, ученые берут с собой самый разнообразный инструмент и оборудование, в том
числе станки, специальные лебедки, насадки и даже катер. Кстати, жить и работать ученые будут на барже в специальных вагончиках, приспособленных под каюты, лаборатории, камбуз. Условия некомфортные, но экспедиция есть экспедиция... По словам Евгения Черняева, на Байкал придется доставить в общей сложности около 70 тонн груза. Причем спускаемые аппараты и два контейнера из Калининграда будут переброшены в Улан-Удэ самолетом транспортной авиации Балтфлота, а груз из Москвы - грузовиком. Мы связались по телефону с Москвой, и один из руководителей экспедиции, заведующий лабораторией глубоководных опускаемых аппаратов профессор Анатолий САГАЛЕВИЧ, рассказал, что экспедиция на Байкал пройдет в два этапа.
В 2008 году работы продлятся два месяца, и за это время предстоит провести около 60 погружений. Исследовательская баржа будет перемещаться по всему озеру, но наибольший интерес представляют несколько районов. Один из них – у острова Ольхон, где находится самая глубокая впадина Байкала - 1637 м. А в южной части озера будут обследованы несколько подводных грязевых вулканов, проведены физико-химические замеры, отбор проб воды и донных осадков. Исследователи установят подводное оборудование для мониторинга активности вулканов. Кстати, предполагается что в отдельных этапах экспедиции примет участие Принц Монако Альбер II. Осенью глубоководные спускаемые аппараты будут подготовлены для зимовки, а летом 2009 года экспедиция "Миры" на Байкале" продолжится. На основании полученных данных эксперты разработают комплекс мероприятий и рекомендаций по оптимизации хозяйственной деятельности на Байкале. Для Евгения Черняева нынешняя экспедиция на Байкал не будет в новинку. Здесь он уже погружался в 1977 году и на аппарате "Пайсис" достиг тогда глубины 1410 м. Евгений Сергеевич вспоминает, что когда они шли на глубину, двигались вдоль абсолютно вертикальной скалистой стены, которая уходила вниз более чем на километр. - Меня поразила байкальская вода, - вспоминает Евгений Сергеевич. – Она очень чистая и прозрачная: прожектор "Пайсиса" пробивал толщу воды на десятки метров. Помню и то, как по щиколотку входил в озеро, стаканчиком черпал воду и пил - она очень вкусная. Я, правда, беспокоюсь, ведь к лучшему экология меняется редко, скорее наоборот. Знаю, что на Байкале до сих пор работает целлюлозно-бумажный комбинат. Сумеем ли мы оставить детям и внукам эту природную жемчужину?

Валерий Сикорский

ДЛЯ СПРАВКИ. Глубоководные спускаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" построены в Финляндии в 1987 году. Установлены на корабле-носителе "Академик Мстислав Келдыш". Участвовали в 35 экспедициях в Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Основные технические характеристики аппаратов: экипаж -3 чел; рабочая глубина погружения - 6000 м; автономность - до 80 часов; максимальная скорость - 5 узлов (около 10 км/час); сухой вес - 18,6 т.