Через неделю научно-исследовательское
калининградское судно «Академик Мстислав Келдыш» почти на два года
расстанется с «Мирами» — глубоководными опускаемыми аппаратами,
которые будут участвовать в экспедиции на озере Байкал. Это
произойдёт впервые с 1987 года, когда «Миры» были установлены на
борту судна, которому в декабре 2008 года исполнится 28 лет.
Напомним, что научно-исследовательская экспедиция «Миры» на
Байкале» проводится учёными Института океанологии им. П. Ширшова
Российской академии наук при поддержке Фонда содействия сохранению
озера Байкал. Оно образовалось более 25 млн лет назад в районе
крупнейшей на Земле системы разломов и является самым глубоководным
озером на планете. Здесь сосредоточены более 20% мировых запасов
пресной воды. Речь идёт о сохранении Байкала как стратегического
резервуара пресной воды для будущих поколений.
Среди тех, кто будет работать на «Мирах» в байкальских глубинах, —
Евгений Черняев, командир экипажа, инженер, исследователь. Он
награждён двумя орденами — Трудового Красного Знамени за участие в
постройке глубоководных аппаратов и Oрденом Мужества за обнаружение
атомной подводной лодки «Комсомолец» и закрытие проломов её
носового отсека.
Предстоящая экспедиция станет одной из самых сложных в биографии
Черняева и его коллег. Во-первых, работать придётся в пресной воде,
и здесь плавучесть аппаратов снижается. Поэтому их приходится
облегчать и снимать всё навесное оборудование, без которого можно
обойтись. Кроме того, на «Миры» для плавучести будут установлены
панели из так называемого синтактика — очень лёгкого и прочного
материала. Во-вторых, учитывая, что «Миры» будут базироваться на
приспособленной для работ барже, учёные берут с собой самый
разнообразный инструмент и оборудование, в том числе станки,
специальные лебёдки, насадки и даже катер. Кстати, жить и работать
учёные будут на барже в специальных вагончиках, приспособленных под
каюты, лаборатории, камбуз. Условия некомфортные, но экспедиция
есть экспедиция… По словам Евгения Черняева, на Байкал придётся
доставить в общей сложности около 70 тонн груза. Причём спускаемые
аппараты и два контейнера из Калининграда будут переброшены в
Улан-Удэ самолётом транспортной авиации Балтфлота, а груз из Москвы
— грузовиком.