Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

БАЛТИЙСКИЙ ПОРТАЛ: Калининградские "Миры" будут участвовать в экспедиции на Байкале

04.07.2008

Через неделю научно-исследовательское калининградское судно «Академик Мстислав Келдыш» почти на два года расстанется с «Мирами» — глубоководными опускаемыми аппаратами, которые будут участвовать в экспедиции на озере Байкал. Это произойдёт впервые с 1987 года, когда «Миры» были установлены на борту судна, которому в декабре 2008 года исполнится 28 лет.
Напомним, что научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале» проводится учёными Института океанологии им. П. Ширшова Российской академии наук при поддержке Фонда содействия сохранению озера Байкал. Оно образовалось более 25 млн лет назад в районе крупнейшей на Земле системы разломов и является самым глубоководным озером на планете. Здесь сосредоточены более 20% мировых запасов пресной воды. Речь идёт о сохранении Байкала как стратегического резервуара пресной воды для будущих поколений.
Среди тех, кто будет работать на «Мирах» в байкальских глубинах, — Евгений Черняев, командир экипажа, инженер, исследователь. Он награждён двумя орденами — Трудового Красного Знамени за участие в постройке глубоководных аппаратов и Oрденом Мужества за обнаружение атомной подводной лодки «Комсомолец» и закрытие проломов её носового отсека.
Предстоящая экспедиция станет одной из самых сложных в биографии Черняева и его коллег. Во-первых, работать придётся в пресной воде, и здесь плавучесть аппаратов снижается. Поэтому их приходится облегчать и снимать всё навесное оборудование, без которого можно обойтись. Кроме того, на «Миры» для плавучести будут установлены панели из так называемого синтактика — очень лёгкого и прочного материала. Во-вторых, учитывая, что «Миры» будут базироваться на приспособленной для работ барже, учёные берут с собой самый разнообразный инструмент и оборудование, в том числе станки, специальные лебёдки, насадки и даже катер. Кстати, жить и работать учёные будут на барже в специальных вагончиках, приспособленных под каюты, лаборатории, камбуз. Условия некомфортные, но экспедиция есть экспедиция… По словам Евгения Черняева, на Байкал придётся доставить в общей сложности около 70 тонн груза. Причём спускаемые аппараты и два контейнера из Калининграда будут переброшены в Улан-Удэ самолётом транспортной авиации Балтфлота, а груз из Москвы — грузовиком.