Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

ИЗВЕСТИЯ: Владимир Путин нащупал дно

03.08.2009

Премьеру пришлось сделать выбор между человеком и природой
Александр Латышев
Премьер-министр провел два дня в Хабаровском крае и Иркутской области. За пятницу и субботу он успел сварить стык двух труб большого диаметра, опуститься в глубоководном аппарате на дно Байкала и убедиться - а потом и убедить остальных - в девственной чистоте озера. А еще он устроил своего рода "перезагрузку" Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК).
В 80 километрах от Хабаровска, недалеко от села Георгиевка сотрудники компании "Газпром" подвели Путина к разложенным в поле трубам и попросили нажать на красную кнопку. Послышался треск - сверхсовременная американская сварочная установка стоимостью 8 миллионов долларов заварила первый стык газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток.
Дело - труба
Эта "нитка" стоимостью свыше 300 млрд рублей в будущем станет частью одного из крупнейших российских энергопроектов - газопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), а также просто важным элементом Восточной газовой программы "Газпрома", в которую планируется вложить около 2,7 трлн рублей. По прогнозам, уже к 2020 году на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири будет добываться около 150 миллиардов кубометров газа (это сравнимо с нынешним российским экспортом).
Путин расписался на трубе маркером и отправился в Хабаровск, где провел совещание по вопросам развития региона. Там было объявлено, что в этом году для дальневосточников решено на полтора месяца продлить льготные тарифы на авиаперевозки, а также что Внешэкономбанк "подкинет" компании "Соллерс" кредит в 5 млрд рублей для создания автопроизводственных мощностей на Дальнем Востоке. Речь идет о будущей сборке на судоремонтном заводе во Владивостоке грузовиков Isuzu, коммерческих автомобилей Fiat Ducato и внедорожников Ssang Yong в общем количестве 15 тысяч в год. Путина заверили, что первый автомобиль владивостокской сборки появится уже в конце декабря. Видимо, заранее понимая, что названный модельный ряд нового завода совсем не обрадует жителей Приморья, присутствовавший на заседании министр транспорта Игорь Левитин немедленно выразил готовность бесплатно увозить эти машины на продажу в Европейскую часть - по той же схеме, как сейчас почти за полгода успели доставить целых 808 отечественных машин на Дальний Восток.
- Сделаем! - согласился Путин.
Таким образом, между Калининградом и Владивостоком будет налажено уникальное двустороннее железнодорожное движение автомобилей. Бесплатное, но за счет налогоплательщиков.
На дне Байкала. Или кризиса?
Программа премьер-министра в Иркутской области началась в субботу утром. Руководство региона, судя по интенсивной подготовке дорог и уборке территории, полагало, что Путин посетит "местное Пикалёво" - город Байкальск. Там с октября приостановлена работа известного на всю страну принадлежащего, как водится, Олегу Дерипаске Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Изначальной причиной закрытия стали претензии природоохранных служб, потребовавших ввести нерентабельный замкнутый цикл водооборота (это исключает загрязнение озера). Людям месяцами не выплачивали зарплату (часть долгов выплатили лишь накануне приезда Путина), и оставшееся без работы население города то и дело грозится перекрыть Транссиб. Казалось, что страна снова увидит показательную порку и чудесное воскрешение моногорода. Но "обыкновенного чуда" не произошло. Утром Путин вдруг выдвинулся вовсе не в Байкальск, а в Листвянку, что на противоположном берегу озера. Его быстроходный катер пришвартовался к стоявшему в паре километров от берега судну "Метрополия", на борту которого стояли два глубоководных аппарата "Мир".
Через полчаса Путин, облачившись в синий термокостюм, залезал в люк "Мира-1", предварительно сняв замшевые ботинки, но принципиально не сняв черные очки. Вместе с премьером в аппарате разместились пилот Анатолий Сагалевич и бортинженер Виктор Нищета. Задраили люк. Массивный кран подхватил аппарат и опустил его на воду.
- Вон, в иллюминаторе руки Путина! - закричал кто-то из фоторепортеров.
Но сфотографировать уже вряд ли кто успел: "Мир-1" в прямом смысле слова пошел ко дну. Держась леера, с верхней палубы за этим, с искренним сожалением, следили Шойгу, пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, а заодно солидное число сотрудников ФСО.
- Вы начеку? - решили взбодрить Шойгу "Известия".
- Да ну вас! Тьфу-тьфу-тьфу! - Шойгу рассержено начал стучать по деревянной лавке.
Примерно час "Мир-1" спускался, потом два часа ползал по дну на глубине 1400 метров и еще час карабкался наверх. Все новости, приходившие от Путина из бездны по радиосвязи, немедленно разносились по "Метрополии".
Как рассказал "Известиям" ученый Олег Хлыстов, сам много раз спускавшийся на дно Байкала, в иллюминатор Путин помимо водной толщи и подводных склонов мог видеть главным образом "животный мир" - это живородящая рыба голомянка, гамарус (небольшие рачки типа креветок), а также, если повезет, там мог промелькнуть омуль.
Выяснилось, что никакой особой подготовки для погружения не нужно: единственное требование - много не пить и, главное, не есть, поскольку в аппарате, как деликатно объяснили "Известиям", "особый туалет, предполагающий исключительно минимальное его использование".
Примерно через четыре часа аппарат с Путиным всплыл на поверхность.
- Ничего подобного я никогда в жизни не видел, - первым делом сообщил журналистам Путин.
Его спросили, не собирается ли он теперь, скажем, в космос.
- Нет, - ответил премьер и, подумав, добавил, - ...пока. Еще на земле дел много.
У главы правительства поинтересовались, как смотрится дно Байкала, не увидел ли он там "экологической катастрофы".
- Я своими глазами видел: Байкал в хорошем состоянии и никакого загрязнения практически нет, - сообщил Путин. - Там огромное количество планктона и огромное количество всякой живности!
- Так вы разрешите запуск ЦБК? - спросили, наконец, премьера.
- Я этого не исключаю... - осторожно проговорил Путин. - Мы должны разработать действенную и осуществимую программу, и прежде всего мы должны создавать новые рабочие места, а потом уже перепрофилировать или закрывать производства. На ЦБК работы лишились 1600 человек... Сейчас лето: люди собирают ягоды, клубнику, у них огороды... А потом что делать?
Путин вопросительно посмотрел на журналистов.
К слову, эту же мысль в беседе с Путиным настойчиво проговаривал и директор Института океанологии РАН Роберт Нигматулин: "Локальное воздействие ЦБК, конечно, есть, но так, чтобы навредить, - такого нет". Позже на специальном совещании премьер заметил, что для возобновления работы ЦБК нужен четкий план организационно-административных действий. "Собственники не отказываются, они вообще готовы на все, даже работать себе в убыток, войны с собственниками нет, - заметил премьер. И еще раз повторил: - Они вообще согласились на все".