Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

Интерфакс: Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области О. Гайкова: "Необходимо добиться сбалансированности неизбежного экономического развития региона и снижения негативного воздействия на окружающую среду"

03.09.2010

Какие вопросы по обеспечению охраны Байкала требуют скорейшего решения, а также, насколько активно используются инновационные технологи при изучении и освоении природных ресурсов в иркутском регионе, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказала министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольга Гайкова.

- Ольга Юрьевна, на предстоящем Байкальском экономическом форуме состоится "круглый стол" на тему "Охрана экосистемы озера Байкал и рациональное природопользование". Какие основные вопросы обсудят участники заседания и каких результатов Вы ожидаете от форума?

- Сегодня "Закон об охране озера Байкал" и подзаконные нормативные акты предусматривают в основном запретительные меры. Между тем, в законе должны быть прописаны меры стимулирования и меры, предусматривающие развитие в определенном направлении, например, в рекреационном. Мнения по данному вопросу выскажут на экономическом форуме все субъекты РФ, имеющие отношение к озеру Байкал.

Помимо того, что закон не отвечает полностью реалиям сегодняшнего дня, участники "круглого стола" будут говорить и о конкретных предложениях. В своем докладе я также отмечу, что нас не устраивает в законе. Например, в настоящее время напрямую запрещен перевод защитных лесов в другую категорию. Такой формальный подход препятствует установлению границ населенных пунктов, расположенных в центральной экологической зоне. В настоящее время землю, занятую защитными лесами, невозможно перевести в землю поселения.

Кроме того, есть неоднозначное мнение о нормировании, требования к которому установлены в законе. О своем отношении к нормативам на Байкальском форуме будут говорить ученые. Мы также хотели бы услышать мнение директора Лимнологического института Михаила Грачева о необходимости проведения аудита на Байкальской природной территории. Власти Иркутской области поддерживают идею об аудите, которую высказывает академик Грачев.

Что касается эффективности работы на форуме, то хочу подчеркнуть, что форум – это, прежде всего, диалог. "Круглый стол" на тему "Охрана экосистемы озера Байкал и рациональное природопользование" - максимально представительная площадка для обсуждения, доказывания своих идей. В заседании "круглого стола" примут участие представители законодательной власти – Федеральное Собрание и Госдума. Исполнительная власть будет представлена Министерством природы и экологи РФ, Росприроднадзором , Росгидрометом, Ростехнадзором, органами исполнительной власти субъектов, научными организациями.

Нельзя ждать от "круглого стола" разработки нормативных актов. Мы будем говорить о концептуальном подходе к охраны экосистемы. После обсуждения круга важнейших вопросов участники дадут рекомендации Федеральному Собранию, Госдуме обратить внимание на определенные вопросы. Рекомендации, касающиеся природоохранной деятельности, которые мы принимали на пяти предыдущих Байкальских экономических форумах, практически все услышаны и находятся в работе. Допустим, мы обсуждали изменения норамативно-правового поля по рациональному природопользованию в сфере минерально-сырьевого комплекса. Все это сейчас работает. Участники форума - люди не случайные. Мы принимаем не резолюции стихийного митинга, а конструктивные предложения.

- Вы отметили, что бизнес необходимо стимулировать в обмен на внимание к охране природы. Какие меры поддержки власти могут предложить предприятиям?

- Несмотря на множество ограничительных, запретительных мер, сегодня крупным компаниям экономически выгоднее заплатить штраф за нарушение природоохранного законодательства, чем внедрить новую технологию. Хотя компании прекрасно понимают, что менять технологию надо, поскольку это, в свою очередь, скажется на продукции, успешности бизнеса. В идею реформирования природоохранного законодательства заложен подход, который, во-первых, направлен на ужесточение наказания за нарушения. Во-вторых, он предполагает дать возможность компаниям получать экономическую эффективность от модернизации природоохранных мероприятий. Такие компании необходимо поддерживать, чтобы они почувствовали стимул. Механизмы здесь предлагаются разные, в основном те, которые уже проходили апробацию и доказали свою эффективность. С другой стороны, эти механизмы не были прозрачными. Подходы к решению данных проблем будут рассматриваться законодателем с новой точки зрения. Надеемся, что прозрачность будет достигнута, и эффект получится огромным.

Рассмотрим ситуацию с экологическими фондами. Сегодня мы используем на охрану природы менее половины всех платежей, которые поступают в бюджет в качестве компенсаций от предприятий за то, что они оказали негативное воздействие на окружающую среду. Данные бюджетные средства по существующему принципу расходуются на общие цели. Создание экологических фондов позволит использовать эти средства целеноправленно - только на проведение природоохранных мероприятий. Можно также внедрить такой механизм, как зачет платежей. Повсеместно принимать его не надо. Необходимо определить компании, которые могут не уплачивать платежи в бюджет, а проводить на эту сумму природоохранные мероприятия. Здесь нужно исключить возможность злоупотреблений, как стороны компаний, так и со стороны властей, а сделать механизм прозрачным возможно через те же фонды.

Еще один важный момент касается налогового стимулирования. Необходимо предусмотреть налоговые льготы компаниям, занимающихся утилизацией, переработкой отходов. Также налоговые льготы можно предоставлять предприятиям, которые производят оборудование, снижающее выбросы в атмосферу, загрязнение сточных вод. Кроме того, налоговое стимулирование должно коснуться компаний, замещающих в производственном процессе новыми заменителями любые природные ресурсы – водные, минерально-сырьевые, а также лес.

- Насколько активно используются инновационные технологи при изучении и освоении природных ресурсов в иркутском регионе?

- Производственный процесс любой компании сопровождается большими негативными воздействиями. Например, ОАО "Иркутскэнерго" использует колоссальные водные ресурсы, алюминиевые заводы ИрКАЗ, БрАЗ образуют отходы и осуществляют огромные выбросы, существенный вред наносят и горно-добывающие компании. Все эти предприятия активно модернизуют производство. Они без этого не могут, поскольку любая продукция должна быть конкурентноспособной. На европейском рынке (к этому приходят американский и азиатский рынки) нужна сертифицированная продукция, а устаревшая технология сертификацию не пройдет.

Примеры инновационных подходов в регионе есть. Так, каждая ТЭЦ "Иркутскэнерго" сжигает уголь, после которого образуются золошлаковые отходы. Вместо того, чтобы накапливать их в отстойниках, на полигонах, компания создала дочернее предприятие, которое разрабатывает инновации, суть которых в производстве различных продуктов из золошлаковых отходов.

При деятельности горнодобывающих компаний, как правило, самые большие отходы – это вскрышные породы. Как вариант инноваций для таких компаний может стать рекультивация земель. Я считаю, что природопользование должно быть рациональным. Кроме того, в иркутском регионе есть предприятия, которые, используя новые технологии, из старых автомобильных шин делают асфальтовую крошку, резиновые дорожки для стадионов.

- Какие вопросы по обеспечению охраны озера Байкал особенно важны и требуют скорейшего решения?

- Охрана озера Байкал – это одна из ключевых задач. В законе об охране озера прописано, что один из принципов базируется на сбалансированности охраны и вопросов социально-экономического развития территории. Этот принцип можно переложить на весь подход в области к экологии, охраны окружающей среды в иркутском регионе. Нам необходимо добиться сбалансированности неизбежного экономического развития области с необходимостью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Добиваться этого нужно различными способами, в том числе через модернизацию производства, через природоохранные мероприятия, которые проводят и предприятия, и государство, через воспитание населения.

Нам нужно прекратить хаотичную законную застройку побережья Байкала и выработать единый подход использования побережья. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа – это один из способов развития центральной экологической зоны.

Сегодня на побережье Малого моря мы видим иногда интересную турбазу с красивыми домами, но у них предусмотрены не биотуалеты, а выгребные ямы. Соответственно, все нечистоты попадают в подземные воды и затем в Байкал. Также на турбазе может быть пробурена скважина без паспорта и без согласования, и непонятно, какую функцию она несет. Может, она загрязняет водоносные горизонты?..

В целом на побережье Малого моря нет очистных сооружений, недостаточно развита сеть заправок для транспорта, не налажены пункты сбора фекальных стоков с судов. Необходимо, чтобы на Байкале были построены причалы, оборудованные для приемки отходов. Предприятия, частный бизнес, которые занимаются туристической деятельностью, уверяют, что органические отходы они бросают за борт для рыб, а бумагу, мусор в воду не выбрасывают.

Крайне важно рассчитать экологическую нагрузку на остров Ольхон. Автомобили сегодня ездят прямо по степи, разрушая уникальные природные ландшафты. Мы бы хотели в идеале ограничить въезд транспорта на этот удивительный байкальский остров, запустить там безопасный экологический транспорт, работающий не на бензине. Для этого нужны определенные экспертные заключения.

На Ольхоне можно строить турбазы, причалы, организовывать экскурсии, не разрушая уникальный уголок природы.

- Власти Бурятии предлагают создать дирекцию по охране Байкальской природной территории. Вы поддерживаете эту инициативу?

- Идея хорошая, но нужно понять, чем конкретно будет заниматься дирекция. Если реализацией федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории", то у нас есть госзаказчики, которые могут выполнять данные функции. Единый природоохранный орган сегодня – это Минприроды России. Возможно, в нашем регионе надо создать территориальный орган Минприроды. Эта тема будет обсуждаться на Байкальском экономическом форуме.

Иркутская область в свое время предлагала создать единый орган государственного мониторинга. Это сухая статистика, наблюдения, на основании которых можно принять управленческое решение по тому или иному вопросу. Сегодня функции мониторинга закреплены за несколькими органами госвласти, единого банка данных и соответственно комплексного подхода к охране природы нет.

- Какие задачи стоят перед региональным министерством?

- Мы сейчас достигли определенной стабильности в природоохранной деятельности, и по некоторым негативным позициям наблюдается спад. Так, нагрузка на окружающую среду в абсолютных показателях в регионе растет, но если сравнивать с темпами развития экономики, то она увеличивается гораздо меньше. Значит, природоохранные мероприятия работают эффективно.

Тем не менее, нам нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно снижать выбросы в атмосферу, добиваться более полной очистки сточных вод, которые снова попадают в водные объекты. Нам необходимо делать все, чтобы уменьшить объем потребляемой свежей воды и обеспечить замкнутый водооборот в производстве.

Одна из самых острых проблем – это проблема с отходами. В Иркутской области, как в принципе и по всей стране, нет налаженной системы сбора и максимальной утилизации, которая включает переработку и ликвидацию отходов. Чтобы создать такую систему, нужны крупные инвестиции и гарантии государства. Однако государство пока не дает гарантии бизнесу через законодательные акты. Поэтому в этой области существует определенный риск. Из-за отсутствия финансирования не всегда проблему ликвидации отходов можно переложить на плечи муниципалитетов, хотя это именно их полномочия. Также не всегда субъект РФ может нести законные расходные обязательства.

Считаю, что надо отходить от полигонов хранения и захоронения отходов к максимальной переработке и ликвидации. Лучше, конечно, перерабатывать отходы - это цивилизованный способ, при котором мы уменьшаем потребление природных ресурсов.

Кроме того, необходимо прекратить неконтролируемую вырубку лесов, браконьерство, сохранить то, что есть. Считаю важным добиться достаточного финансирования деятельности особо охраняемых территорий федерального и регионального значения.

- Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области немало внимания уделяют вопросу экологического воспитания населения. Результаты есть?

- Действительно, вместе с коллегами из областных министерств образования и культуры мы очень много делаем в плане просвещения населения. Работаем в основном с молодежью, местным населением. В школах проводим природоохранные акции, открытые уроки, поощряем волонтерские движения по очистке Байкала от мусора. В прошлом году организовали масштабную акцию по очистке озера совместно с фондом "Чистый Байкал". К участникам акции присоединились местные жители, туристы. Также на паромной переправе на острове Ольхон ежегодно летом работает интересное волонтерское движение. Волонтеры выдают туристам мешки для мусора в обмен на бейсболку, бандану. Активно работают предприятия. Например, пивоварня "Хейнекен-Байкал" проводит регулярные акции на острове Ольхон. Это тоже элемент воспитания. Я не поддерживаю такой тезис, как "чисто там, где не мусорят". Считаю, что "чисто там, где убирают". Правильный подход в воспитании бережного отношения к окружающей среде возможен только при объединении всех сил – властей, общественности, населения.