Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

РИА Новости: Глубоководные исследовательские аппараты "Мир 1" и "Мир 2"

07.06.2010

В настоящее время "Миры" имеют плотный график работы, оборудование, необходимое для экспедиции на Байкале, уже отправлено в Иркутск, в ближайшее время туда вылетит техперсонал, сообщил РИА Новости представитель Фонда содействия сохранению озера Байкал.

"Так что, скорее всего, маловероятно, что "Миры" смогут принять участие в ликвидации последствий катастрофы в Мексиканском заливе", - сказал собеседник агентства.
Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "Мир 1" и "Мир 2" были построены в Финляндии фирмой Rauma Repola в 1987 году. Аппараты создавались под научно техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров ("Мир 1") и 6120 метров ("Мир 2"). Аппараты были установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

С применением ГОА "Мир 1" и "Мир 2" проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) "Комсомолец" и "Курск". Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ "Комсомолец", которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов "Мир" провести детальное обследование АПЛ "Курск", определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.

В 1991 и 1995 годах с помощью "Миров" производились исследования корпуса "Титаника", лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно популярных фильмов, среди которых Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

В январе сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП "Факел" был проведен капитальный ремонт аппаратов "Мир" с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате "Мир 1" и "Мир 2" получили сертификат на класс от международного регистра "Германский Ллойд" до 2014 года.
2 августа 2007 года в рамках экспедиции "Арктика 2007" был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов "Мир" в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

В 2008 2009 годах прошла научно исследовательская экспедиция "Миры" на Байкале". Комплексная программа научного исследования озера Байкал готовилась Российской академией наук. Большая часть исследовательской программы осуществлялась с применением глубоководных обитаемых аппаратов "Мир". Целью экспедиции был сбор информации и использование полученных данных в прогнозировании различных природных процессов, погружение на максимальные отметки дна озера Байкал, исследование мест выхода подводных гидротермальных источников и грязевых вулканов, изучение дна Баргузинского залива. Среди задач экспедиции также - исследование углеводородов Байкала и определение их запасов, получение точных данных о тектонических процессах на дне озера, состоянии береговой линии, поиск археологических артефактов.
Летом 2010 года экспедиция на Байкал будет продолжена.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов "Мир":

 

Рабочая глубина погружения 6000 метров

Запас энергообеспечения 100 кВт час

Запас жизнеобеспечения 246 чел. час

Максимальная скорость 5 узлов

Запас плавучести (с поверхности) 290 килограммов

 
Сухой вес 18,6 тонны


Длина 7,8 метра


Ширина (с боковыми двигателями) 3,8 метра

 
Высота 3 метра


Экипаж 3 человека


Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников