Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

ИТАР-ТАСС - Программа Сибирь: Экспедиция "Миры" на Байкале" встала на рейд порта Турка

23.07.2008

Баржа с глубоководными обитаемыми аппаратами "Мир-1" и "Мир-2", благополучно
совершив ночной переход по Байкалу, встала сегодня на рейд порта Турка.
Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в штабе комплексной научной экспедиции "Миры"
на Байкале", в ближайшие часы специалисты фирмы "Ллойд" проведут осмотр
аппаратов. После этого будет решаться вопрос, проводить ли сегодня
запланированные технические погружения на глубину до 500 метров для
получения аппаратами регистра /сертификации/. "Все будет зависеть от
погоды", - уточнил в штабе.
    Здесь отметили, что все подготовительные этапы экспедиции завершены
успешно, и первые рабочие погружения начнутся, как и планировалось, 29
июля.
    Одна из целей первых погружений - достижение самой глубокой точки
Байкала - около 1,7 тыс метров и уточнение глубины озера. Среди других
задач: исследование мест выхода подводных гидротерм и грязевых вулканов,
изучение дна Баргузинского залива и сочленения Академического хребта и
полуострова Святой Нос, исследование углеводородов Байкала с определением
их запасов и фонового уровня. Кроме того, намечено получить данные о
явлениях тектонического порядка на дне озера для последующего
прогнозирования природных процессов и осмотреть археологические артефакты.
    В числе последних не исключены и сокровища. В частности, существует
легенда, что в Байкале затонула часть золотого запаса адмирала Колчака.
Впрочем, исследователи подчеркивают, что истинным сокровищем для науки
станут сами итоги экспедиции. На основе их будет разработан комплекс
практических мероприятий и рекомендаций, способствующих сохранению озера
Байкал.
    В ходе подготовки экспедиции уже решен ряд технически новых задач. В
частности, подготовлена баржа для транспортировки глубоководных обитаемых
аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" по Байкалу. Это судно длиной 64 метра, шириной
12,5 метра и водоизмещением одна тысяча тонн станет байкальской базой
"Миров". Чтобы приспособить его для глубоководных исследований, пришлось
отремонтировать кормовую рубку и капитально укрепить палубу. На ней, кроме
самих аппаратов, разместились жилые вагончики, модули под лабораторию и
100-тонный автокран. Он-то и будет спускать "Миры" на воду и поднимать их
после погружения.
    Автономно, без судна-носителя "Академик Мстислав Келдыш", батискафы
будут использоваться в третий раз, а в пресном водоеме - впервые. В
процессе подготовки к экспедиции ученые и специалисты Института
океанологии имени П.П. Ширшова Российской Академии наук выполнили комплекс
работ по переоснащению аппаратов. Чтобы компенсировать потерю их
плавучести в пресной воде, пришлось снять с них часть навесного
оборудования и установить дополнительные блоки плавучести. В итоге "Миры",
каждый из которых весит по 18 тонн, стали легче на 200-300 килограммов.
    В отдельных этапах экспедиции предполагается участие фонда князя
Монако Альбера Второго, японской ассоциации байкальских программ,
Английского королевского общества и других авторитетных международных и
природоохранных организаций и экспертов.