Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

Экспедиция глубоководных аппаратов «Мир» на Байкал может стать для них последней

18.08.2010

Корабль, на котором базируются аппараты, сдан в аренду, заявил командир «Миров» Герой России Анатолий Сагалевич. После Байкала у «Миров» не будет площадки, с которой им можно было бы работать

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир» в августе завершают третий, внеплановый сезон работы в водах самого глубокого озера на планете – Байкала. Первоначально группа компаний «Метрополь», которая организовала и спонсировала экспедицию, планировала, что «Миры» будут погружаться в Байкал лишь в 2008–2009 годах.

- Этим летом должны были состояться работы в Атлантике с иностранными учеными. Но весной мы столкнулись с неожиданной проблемой, – объяснил Анатолий Сагалевич, технический директор экспедиции. – Судно «Академик Мстислав Келдыш», специально предназначенное для спуска аппаратов в Мировом океане, после планового ремонта почему-то сдали в аренду. Теперь у нас нет площадки, с которой можно работать.

«Академик Келдыш» переоборудовали под «Миры» в 1987 году прошлого века, когда из Финляндии в СССР пришли два ГОА, способных погружаться на глубину шесть тысяч метров. Теперь, по словам Сагалевича, по воле руководства НИИ океанологии им. Ширшова судно до конца этого и на весь 2011 год зафрахтовано одной из иностранных компаний.

Какой из кораблей РАН можно оперативно «заточить» под спуски глубоководных аппаратов, Сагалевич представить не может.

- Думаю, это просто нереально, – подчеркнул он.

Сагалевич отметил, что сейчас его лаборатория ведет переговоры с иностранными учеными, которые заинтересованы в использовании «Миров». Например, в Женевском озере. Но пока безрезультатно.

- Тут есть другой момент, – пояснил командир аппарата «Мир-2» Евгений Горюнов. – Если бы байкальскую экспедицию не продолжили в 2010 году, то после прошедшей в Иркутске зимовки «Миры» можно было просто сдать в утиль. Они должны проходить техобслуживание и обязательно постоянно погружаться какое-то время в году. Если будет годичный простой, то тогда легче и дешевле построить уже новые аппараты.

Погружения на дно Байкала осуществлялись последние три года с борта судна «Метрополия», переоборудованной для экспедиции угольной баржи с помощью единственного в Восточной Сибири крана грузоподъемностью в 100 тонн.

- Подготовка баржи, доставка «Миров» в Улан-Удэ, хранение аппаратов зимой в Иркутске – одна из самых затратных частей экспедиции, – пояснил глава группы «Метрополь» Михаил Слипенчук, ставший идейным вдохновителем и спонсором глубоководных работ на Байкале. – За три года мы потратили девять миллионов долларов.

При этом Слипенчук опроверг утверждения о том, что спуски на «Мирах» VIP-персон были коммерческими.

- Экспедиция преследовала исключительно некоммерческие научные цели, – отметил он. – Вообще, это, можно сказать, моя детская мечта. Тогда я хотел полететь в космос, а в итоге стал гидронавтом, погрузился восемь раз на дно Байкала.

За три года в водах озера на аппаратах «Мир» побывали также премьер-министр России Владимир Путин, президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, несколько депутатов госдумы, министр финансов России Алексей Кудрин, президент Бурятии Вячеслав Наговицын, музыкант и дайвер Андрей Макаревич и писатель Валентин Распутин.

- Ученые из десятка НИИ РАН участвовали примерно в 80 процентах из более чем 200 совершенных погружений. Научные результаты будут обрабатываться еще несколько лет, – отметил Анатолий Сагалевич, добавив, что часть открытий представят в 2011 году на конференции в Иркутске.

- Никакого «золота Колчака», – отметил Сагалевич, – мы не нашли, да и не искали. Это была серьезная экспедиция.

В минувший понедельник на аппарате «Мир» спустилась еще одна VIP-персона: режиссер фильмов «Титаник» и «Аватар» Джеймс Кэмерон. Таким экстравагантным образом он отметил на дне Байкала свое 56-летие. Кэмерон уже знаком с этими аппаратами: «Миры» помогали режиссеру при подготовке съемок оскароносного «Титаника». На них он 13 лет назад погружался к останкам гигантского лайнера, потерпевшего в 1912 году крушение в водах Атлантики, сообщает деловая газета «Взгляд».


Источник: Байкал-daily