Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

Известия: Затерянные миры

15.12.2010

Скоро Россия может лишиться приоритета в области глубоководных исследований, а обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" - поменять место своей дислокации. Плавучей базой батискафов, видимо, станет иностранное судно - его подыскал кинорежиссер Джеймс Кэмерон. Любая экспедиция на "Мирах" будет иметь не российский, а международный статус.

О том, что над будущим "Миров" смыкается толща неизвестности, сами гидронавты заговорили два с лишним года назад, когда руководство Института океанологии РАН отдало в длительный фрахт судно "Академик Мстислав Келдыш", на котором с момента своей постройки и базировались глубоководные аппараты.

- Что такое базовое судно? - задается риторическим вопросом начальник лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА), Герой России Анатолий Сагалевич, один из создателей "Миров" и бессменный командир борта N 1. - Это не только доковые клетки, но и специализированные системы спуска аппаратов на воду, и база для срочного ремонта механизмов и оборудования... Однако руководство посчитало, что без "Миров", как самостоятельная единица, "Мстислав Келдыш" сможет заработать больше валюты, и отдало его во фрахт.

Одной из немногих сфер, где в постперестроечное время наша страна удерживает пальму первенства, остаются глубоководные изыскания. Батискафы, способные покорять глубину 6000 метров, есть всего у нескольких стран, но только наши аппараты участвовали в самых рискованных и невероятных подводных предприятиях: в подъемных операциях на погибших атомоходах "Комсомолец" и "Курск", а также в съемках оскароносного "Титаника".

Три года назад "Миры" снова заставили говорить о себе в буквальном смысле весь мир. Когда первыми в истории акванавтики опустились на глубине 4300 м на твердь Северного полюса. Именно в том же 2007 году, пока подвигу российских гидронавтов рукоплескали и завидовали, научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш" было передано во фрахт. Чтобы не простаивать на берегу, команда Сагалевича отправилась исследовать Байкал.

- За последние годы ни на одну, в том числе и полярную, экспедицию государство не потратило ни копейки, все это проходило на деньги спонсоров, - констатирует начальник лаборатории. - Без экспедиций я бы давно растерял всех специалистов, которые и так особо не задерживаются. Без доплаты за Героя России я, как профессор, доктор наук и начальник лаборатории, получаю чуть больше 20 тысяч рублей. Что уж говорить о моих подчиненных. Кроме того, на что-то необходимо содержать и сами "Миры". Это дорогое удовольствие, на которое наш институт не выделяет ни копейки. Поэтому на следующий год согласились поработать в экспедиции на Женевском озере, где предельная глубина 300 метров.

В отличие от отечественных чиновников, безрадостная судьба "Миров" не оставляет равнодушными многочисленных друзей российских гидронавтов. Один из них - кинорежиссер Джеймс Кэмерон, автор "Титаника", который уже подыскал экспедиционное судно для ГОА, по своим характеристикам ничем не уступающее прежней плавучей базе батискафов, и готов оплатить часть его цены.

- В ближайшее время я осмотрю новое плавсредство для "Миров", - со сдержанным оптимизмом поделился с "Известиями" Анатолий Сагалевич. - Если все состоится, то по окончании швейцарской одиссеи, будем обживаться на новом борту. В планах - конечно же подготовить экспедицию к 100-летию гибели "Титаника". Но все это уже будет проходить под эгидой международного ученого сообщества, а не отдельно взятой страны...

История погружений

Глубоководные аппараты построены в 1985-1987 гг. на верфях финской компании Rauma Repola. Ходили слухи, что Соединенные Штаты пытались тайно препятствовать экспорту аппаратов в СССР, когда узнали, что финнам удалось создать камеры, выдерживающие давление воды на глубине 6000 метров. ЦРУ предполагало, что аппараты могут использоваться СССР для ведения разведки в территориальных водах США.

После сдачи в эксплуатацию ГОА "Мир-1" и "Мир-2" были установлены на научно-исследовательском судне "Академик Мстислав Келдыш". Исследовательский комплекс, объединяющий судно и "Миры", тогда не имел аналогов. Сейчас в мире есть еще три батискафа, способных погружаться на глубину до 6000 метров, - американский, французский и японский, поставивший рекорд - 6527 метров.