Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

ГТРК КАЛИНИНГРАД: Программа «События недели»

08.07.2008

Ведущие: Легендарные «Миры» отправляются на Байкал! Уже 20-го июля там планируется первое погружение.
Однако, транспортировка батискафов – задача не из легких. Уникальное оборудование требует творческого и не менее уникального подхода. За последними приготовлениями всю эту неделю следила Ольга Ковалева.


Сюжет Ольги Ковалевой


В глубоководных обитаемых аппаратах «Мир» работают босиком. Предлагают снять обувь и журналистам. Тесные кабинки «Миров» диаметром всего два с половиной метра. При спуске в глубины океана здесь работают три человека: пилот и два наблюдателя. При внешне небольшом размере вес «Миров» впечатляет. 19 тонн, а если со всей научной и киноаппаратурой то, пожалуй, потянет на все 20-ть. Сейчас с аппаратов снимается все, что необходимо упаковать. Кислородные баллоны, обязательный запас которых рассчитан на четверо суток. Навигационное оборудование.
Вячеслав Кушников, заведующий отделом технического обеспечения глубоководных обитаемых аппаратов института океанологии РАН им.

Ширшова: «Кроме двух аппаратов у нас катер буксировочный будет, 2 20-футовых контейнера, забитые оборудованием и разными расходными материалами».
Электроника на «Мирах» уникальна. Многие приборы в единственном экземпляре. Поэтому с собой брать надо все: радиодетали, микросхемы, вплоть до проводов разного сечения.

Евгений Черняев, Герой России, пилот глубоководного обитаемого аппарата «Мир»: «У нас много зипов, много и разных коптерок, складов, куда мы можем пойти и найти все, что нужно, и здесь всяких мелочей очень много и дальше мы должны собрать какой-то боевой комплект, собраться это получается достаточно сложно, ничего не забыть».
Глубоководники говорят, что к каждому погружению готовятся, как к первому. И долгие перерывы между ними недопустимы. Привести после простоя «Миры» в чувство достаточно сложно. Почти год знаменитые глубоководные аппараты «Мир» простояли на палубе научно-исследовательского судна «Келдыш». В последний раз они работали под водой в районе затопления атомной подводной лодки «Комсомолец» в конце августа прошлого года. А сейчас идут последние приготовления перед отправкой «Миров» на Байкал, где они примут участие в комплексной научной экспедиции. В 77-м и 90-х здесь работали «Пайсисы», они стали экспонатами Музея мирового океана. Но «Миры» классом намного выше.

Евгений Черняев, Герой России, пилот глубоководного обитаемого аппарата «Мир»: «Для работы в пресной воде надо убрать лишний вес, добавить синтактика и будет возможность работать на озере Байкал».
На Байкал «Миры» попадут воздушным путем. До аэродрома аппараты поедут на специально подготовленных машинах. А на озере уже ждет специальная баржа, на которой и будут базироваться «Миры».
Стоимость двухлетней экспедиции более ста сорока миллионов рублей. Финансирование поступит из внебюджетных источников. Сейчас в Иркутской области в поселке Никола идут приготовления к изучению подводной жизни озера.

Баир Цыренов, директор Фонда содействия сохранению озера Байкал: «Укрепляется палуба, для того, чтобы можно было размещать аппараты и 100-тонный кран, который будет работать. Перестраивается рубка. Мы заказали на заводе в Братске жилые модули. Все это для того, чтоб не было угрозы жизни». Команда под руководством Героя России Анатолия Сагалевича будет исследовать геологию озера и гидротермальные излияния. Иркутские ученые также рассчитывают на интересные результаты в изучении газовых гидратов. Это вещество еще называют «топливом будущего».

Николай Гранин, заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики лимнологического института: «Конечно, интересно оценить дебит источников газа. Это лучше сделать с помощью глубоководных аппаратов. Как много газа? Какие структурные изменения дна на месте выхода газа и так далее».
10 июля самолетом «Руслан» аппараты «Мир» улетят из Калининграда и уже на следующий прибудут в Улан-Уде, а затем по Селенге их доставят до порта Турка. Там и будет дан старт экспедиции. 20 июля планируется первое погружение.