Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

БУРЯТИЯ ON-LINE: 800 метров – очередное погружение «Миров»

14.07.2009

Дно Байкала увидели и журналисты программы «Вести-Бурятия»
Более 20 спусков в Байкал из 60 запланированных. Глубоководные аппараты «Миры» продолжают исследовать дно озера. До конца экспедиции осталось два месяца. Эксклюзивное право погрузиться на дно озера получили журналисты, освещающие работу «Миров» с самого начала. Среди них телекомпания «Бурятия». Репортаж из Турки нашей съемочной группы.
Тщательный осмотр и проверка всех механизмов. Так начинается каждый день глубоководных аппаратов. Опытный пилот Евгений Черняев наработал на них уже несколько тысяч подводных часов. Совки, колбы и сачки – эти инструменты для взятия пробы грунта и воды в Байкале.
Совсем недавно экспедиция обнаружила выход газогидратов.
Евгений Черняев, герой России: «Работаем не так долго, не так много, но уже нашли и нефтяные проявления, это просто удивительно – берешь, как кусок льда, поглядел – мрамор».
Историков газогидраты в экспедиции интересуют меньше всего. В списке исключительно исторические артефакты – затонувшие корабли, упавшие в озеро поезда и самолеты. И, конечно, интригующее золото Колчака с серебряным обозом. Здесь уверены, это не мифы. На дне Байкала лежит больше 11 тысяч пудов золотого запаса.
А это повреждения 19-тонных аппаратов. Бывает, что на дне «Миры» задевают камни. Брать пробы и доставать организмы манипуляторами непросто. Вот эти породы извлекли совсем недавно. Зоя Мельникова исследует их в мини-лаборатории прямо на теплоходе «Академик Коптюг».
Позже пробы отправляют в Иркутск и Московский Лимнологический институт. Гидрохимик избороздила все моря и океаны, но пресный Байкал не сравним ни с чем.
Зоя Мельникова, биогидрохимик института океанологии РАН: «Я в полном восторге от Байкала, все нравится, природа фантастическая, очень нравятся люди!»
Проверка связи и готовность провести на дне несколько часов. Камеры наблюдения и даже музыка. Евгений Черняев признается, что с ней легче переносить особо длительные спуски. С собой бутерброды и теплый костюм, температура под водой понижается.
В аппарате не больше 3 человек. Ничего не видно уже через 130 метров. На глубине 800 метров много голомянок. Дно около острова Ольхон такое же чистое, как в Ледовитом океане, где в 2007-ом установили российский флаг.
Корр.: «Только что я поднялась с глубины 800 метров. В это трудно поверить, но под большим байкальским давлением вот такие пластиковые стаканчики превращаются в маленькие рюмки».
«Миры» свои задачи выполнили, но у команды работы появилось еще больше. Нужно подготовиться к новым спускам в пресной воде, непредсказуемым байкальским глыбам, обвалам и каньонам.
У экипажа из биологов и гидрохимиков появились новые образцы. А историки по-прежнему не теряют надежды, что на дне Байкала есть не только золото.