Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА: Подводная одиссея Владимира Путина

03.08.2009

На дне Байкала главе правительства рассказали об экологии озера и уникальных открытиях
Валерий Бутаев
Вслед за нашим корреспондентом на дне Байкала побывал глава правительства
В субботу премьер Владимир Путин приехал на самое глубокое в мире озеро. Здесь уже второй год с помощью уникальных глубоководных аппаратов «Мир» российские ученые ведут исследование Байкала.
Топливо будущего
Едва премьер поднялся на борт судна «Метрополия», с которого аппараты погружаются на глубину, как участники экспедиции поспешили рассказать о своих находках.
- Что самое интересное было обнаружено в ходе нынешней экспедиции - это проявление нефти и газа, - рассказал премьеру директор Института океанологии РАН Роберт Нигматуллин. Но на чистоте озера это не сказывается.
- В Байкале обитают особые микроорганизмы, которые эту нефть и поглощают. Если не нарушать природный баланс, то Байкал будет чист, - поведал академик.
- А ЦБК? - переспросил Путин, имея в виду Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, остановленный в прошлом году по требованию Росприроднадзора.
- Локальное действие оказывает, но чтобы навредить - такого нет, - ответил ученый.
Нигматуллин рассказал еще об одном открытии нынешней экспедиции - газогидратах. Природный метан, выделяемый озером, на глубине смешивается с водой и при низких температурах превращается в подобие льда. На дне Байкала обнаружены целые холмы газовых гидратов, и, по мнению ученых, в будущем это может стать неисчерпаемым источником сырья. Сейчас и наши, и западные исследователи работают над тем, как можно было бы безопасно добывать гидрат и отделять газ от воды.
- Технология добычи будет супернобелевским результатом, - поведал Нигматуллин. - Это дело будущего, как его разрабатывать.
Ученый достал из термоса-холодильника кусочек гидрата и предложил его Путину.
- Не так много людей на земле держали его в руках, - объяснил Роберт Нигматуллин.
На глазах премьера чудо-ледышку опустили в ведро с водой - получился эффект газировки.
Погружение по цене – «как полфутболиста»
Поговорили и о поддержке науки.
- Погружения - вещь дорогая, но не очень, - рассказал академик, - стоит, как полфутболиста (видимо, имел в виду цены купли-продажи игроков). -  Только привезти аппараты на Байкал стоит 600 тысяч долларов. Поэтому у нас одно пожелание - это поддержка научного флота, - заключил Нигматуллин.
На аппарате «Мир-1» на дно Байкала премьер отправился вместе со знаменитым российским океанологом профессором Анатолием Сагалевичем и пилотом Виктором Нищетой. Во время инструктажа Сагалевич тоже не упустил случая замолвить слово за исследовательский флот. С 1989 года в России не было построено ни одного научного судна, и может случиться так, что к 2015-му океанологи вообще станут «сухопутными». В ответ Путин обещал поддержать строительство научного флота, но не раньше 2011 года...
Теперь – в космонавты?
Перед погружением на глубину 1400 метров премьеру предложили соблюсти традицию: подписать стаканчик из пенопласта. Их прикрепляют к сетке снаружи аппарата. Стаканчик сплющивается от давления воды, соответственно и надпись на нем становится очень маленькой.
Путин написал: «Привет, Байкал», - поставил дату и подпись.
По времени подводная одиссея премьера должна была занять около 2,5 - 3 часов. По часу - на спуск и подъем, и остальное время - на осмотр «подводного царства». Но вместо этого премьер пробыл под водой почти 4 часа!..
Когда «Мир-1» подняли на борт научного судна, по всему было видно - погружение на почти 1,5-километровую глубину Путин перенес нормально. Премьер поделился с журналистами своими впечатлениями, выглядел он бодрым и улыбчивым.
- Ничего подобного в своей жизни я раньше не испытывал, это особые чувство и ощущения, - рассказал Владимир Путин.  - Мы должны гордиться, что у нас есть такая техника и специалисты высокого уровня.
А вернувшись к теме экологии, премьер сказал, что увиденное позволяет понять, что и как можно, а чего нельзя делать:
- Я своими глазами видел, и ученые могут подтвердить, практически никакого загрязнения там нет. Огромное количество планктона и вся живность - в большом количестве.
То ли в шутку, то ли всерьез журналисты спросили Путина: мол, вы уже поуправляли и бомбардировщиком, и комбайном, и на дне самого глубокого в мире озера побывали. Теперь - только в космос?
- Что вы, - улыбнулся Путин, - у меня на земле много работы.