Специалисты не исключают, что это может быть поезд, вывозивший легендарное золото Колчака
Владимир Лаговский, Ольга Буева
Фрагменты старинного, затонувшего поезда нашли "Миры" недалеко от
Кругобайкальской железной дороги. В субботу "Миром-2" управлял
пилот Евгений Черняев, аппарат стал медленно погружаться на
дно. В нем также находились заместитель комитета по
безопасности госдумы РФ Михаил Гришаков и министр природных
ресурсов республики Бурятии Баир Ангаев.
И вдруг на глубине примерно 380 метров участники экспедиции
"Мира-2" увидели искореженное железо, оно было завалено грудой
камней. Аппарат приблизился ближе и все, затаив дыхание, смогли
разглядеть затянутые водорослями части разрушевшегося
вагона.
- Мы почувствовали себя археологами, которые прикоснулись к
древности, - признаются участники этой экспедиции.
Тогда "Мир-2" попытался поднять тяжелую балку – часть старинного
механизма тормозов. Ее вес оказался примерно 80 килограммов.
Поэтому аппарат стало тянуть ко дну.
- Тогда мы решили не рисковать и не пытаться вытащить ее из воды, -
вспоминает Евгений Черняев. – Достали только некоторые
артефакты, обнаруженные на дне.
- Интрига не раскрыта, - рассказывает директор "Фонда содействия
сохранению озера Байкал" Баир Цыренов. – , и совсем скоро мы
обнаружим золото. Именно в этом районе, по словам местных жителей,
в 1920 году поезд сошел с рельсов. Также, по слухам, в этом месте
на мелководье люди собирали небольшие слитки золота. Но сейчас это
напоминает красивую легенду. Правда, про то, что в этом месте
замечали куски железа, мы уже слышали от дайверов и
историков. Мы будем сотрудничать с железнодорожниками,
которые помогут определить нам возраст найденных артефактов.
Легенды легендами, но в воскресенье мистика продолжилась. Тогда
из-за сильного ветра и шторма "Миры" не смогли погрузиться на дно,
пришлось ждать два часа..
- Наблюдались странные вещи: то листки какие-то важные исчезали, то
некоторые механизмы на барже вышли из строя, - продолжает Баир
Цыренов. – Невольно начинаешь верить в то, что Байкал – священное
озеро.
Кстати, 4-го и 5-го сентября "Миры" продолжат погружения возле
Кругобайкалки, возможно, им удастся достать из-под воды еще
некоторые части затонувшего вагона.
МНЕНИЯ
ЗА
Алексей ТИВАНЕНКО, кандидат исторических наук, руководитель
гуманитарной программы «Миров», ведущий научный сотрудник
Бурятского научного центра:
- Уверен, что под обломками есть золото. Часть сокровищ Колчака
украли чехи, они перевозили его на Восток из Иркутска. Недалеко от
станции Маритуй попали под камнепад, часть вагонов вместе с золотом
ушла под воду. Конечно, найти его непросто - ведь драгоценный
металл смешался с фрагментами разрушенного поезда.
ПРОТИВ
Павел НОВИКОВ, доцент кафедры истории ИРГТУ, кандидат исторических
наук:
- «Золотой запас России», который находился под контролем
правительства Колчака, не мог затонуть в Байкале. Допускается, что
часть слитков могла быть похищена между Нижнеудинском и Иркутском.
Золото отправили в Казань. Поэтому ни о каком кладе на дне Байкала
не может быть и речи.