Участники завершившейся экспедиции "Миры" на Байкале" совершили
69 погружений, выполнив научную программу и, возможно,
приблизившись к тайне "золота Колчака"
Автор проекта - Герой России, член-корреспондент РАН Артур
Чилингаров в пятницу собрал команду исследователей на барже
"Метрополия" в поселке Листвянка (Иркутская область), чтобы в
последний раз ударить в колокол в этом сезоне.
А.Чилингаров дал высокую оценку научной экспедиции.
"Вы все молодцы! Отработали замечательно, совершив 69 погружений. В
прошлом году их было 53. Научная программа выполнена. Это была
сложная, кропотливая работа. Экспедиция удачно завершилась,
несмотря на то, что сегодня на Байкале штормит и идет снег, и мы не
смогли из-за неисправности одного из аппаратов "Мир" поставить
последний аккорд - погрузиться в том месте, где обнаружили остатки
вагонов поезда, предположительно, времен Гражданской войны. Мы не
исключаем, что там может быть "золото Колчака", - сказал
А.Чилингаров.
Он подчеркнул, что исследователи будут наставать на продолжении
работы на Байкале в 2010 году.
"10 сентября в Иркутске на "круглом столе" будут подведены итоги
экспедиции. Ученые подготовят программу дальнейших исследований, и,
возможно, наш проект при поддержке РАН продолжится", - отметил
А.Чилингаров.
Заместитель директора Института океанологии РАН имени Ширшова
геофизик Николай Римский-Корсаков, который в этом сезоне руководил
исследованиями на Байкале, рассказал, что в ходе погружений сделаны
два очень важных открытия.
"На грязевом вулкане "Санкт-Петербург" открыто месторождение
газовых гидратов. При погружении в районе поселка Турка в Бурятии
обнаружены уникальные поля гидротермальных трубок. Когда выделяется
поток с насыщенными солями, из грунта растет железо-марганцевая
трубочка. Это открытие очень важно для познания развития озера,
изучения, какие процессы происходят на его дне", - сказал
Н.Римский-Корсаков.
Он подчеркнул, что в этом сезоне также было сделано много других
наблюдений, собраны уникальные геологические и биологические
образцы.
Уже завтра, 5 сентября, начнется консервация аппаратов "Мир", и
если вопрос о дальнейшей работе на Байкале решится положительно, то
они снова будут зимовать в Иркутске.
Также с командой исследователей встретилась иркутянка Александра
Соколова. Она передала в подарок А.Чилингарову рог нарвала -
обитателя Арктики и высокоширотных акваторий Северной
Атлантики.
"Мой покойный муж был капитаном судна и в 60-х годах встречался с
Артуром Чилингаровым в Петропавловске-Камчатском. Однажды винт
судна, на котором плавал муж, зацепил нарвала. Животное погибло. А
его рог, закрученный по спирали, я сама отпилила на память. Муж
очень хотел, чтобы этот рог попал именно исследователю Чилингарову.
И вот спустя много лет я выполняю его просьбу", - рассказала
А.Соколова.
По ее словам, бивень в длину около 70 сантиметров и довольно
тяжелый.
А.Чилингаров сказал, что "очень тронут этим великолепным подарком".
"Я много лет собираю коллекцию фигурок белых медведей. Рог такого
эндемика, как нарвал, - это настоящий сюрприз, о котором я даже не
мечтал", - отметил он.
Как сообщалось, международная экспедиция "Миры" на Байкале" начала
работу на озере в 2008 году. Программа второго этапа экспедиции
составлена исходя из опыта ученых-естествоиспытателей,
наработанного в прошлом году. В проекте принимают участие биологи,
геологи, палеогеографы. Исследования касаются геологии озера, его
флоры и фауны. Также ученые изучают такой уникальный продукт, как
байкальская вода.
В прошлом сезоне за полтора месяца активной работы было проведено
53 погружения на дно озера. Это были первые погружения
глубоководных аппаратов "Мир" в пресной воде. Самая глубокая точка
Байкала, которой достигли "Миры", составляет 1580 метров от
поверхности озера, при максимальной глубине озера 1637 м.
Создателями программы исследования глубин Байкала являются три
института РАН - Институт Океанологии им. П.П.Ширшова (Москва),
Иркутский Лимнологический институт, Байкальский институт
природопользования (Улан-Удэ).
Для транспортировки "Миров" в экспедиции используется грузовая
баржа-носитель "Метрополия" водоизмещением 1 тыс. тонн. Спуск на
воду осуществляется с помощью стотонного автокрана.
Исследовательские работы проходят при поддержке инвестиционной
финансовой компании "Метрополь" через Фонд содействия сохранению
озера Байкал.