Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

МК В БУРЯТИИ: "Миры” будут искать на Байкале секретный поезд, утонувший здесь более 80 лет назад

27.08.2008

Станислав Белобородов
Ориентировочно 15 сентября завершится первый этап экспедиции глубоководных аппаратов “Мир-1” и “Мир-2” на Байкале. Об этом сообщил директор Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН Арнольд Тулохонов.
За неполный месяц работы субмарины совершили около тридцати погружений, что уже можно считать рекордом для книги Гиннесса. “С такой скоростью и такой интенсивностью “Миры” никогда не работали, и даже начали хандрить”, - заключил он.
В эти дни глубоководные аппараты проведут исследования уровня загрязнения воды в районе Байкальска, где расположен одноименный целлюлозно-бумажный комбинат. А также исследуют дно морское в районе так называемой ледовой дороги, где, по различным данным, покоятся исторические артефакты, в том числе - золото Колчака.
Без сенсаций
“Не ждите сенсации по поводу какого-то ужасающего загрязнения Байкала - его (загрязнения. - Авт.) нет”, - заявил заведующий аналитическим центром Бурятского института природопользования СО РАН Валерий Батоев. По его словам, Байкал обладает уникальным механизмом самоочищения, что наверняка подтвердится при изучении проб воды, которые будут взяты в районе Байкальска. Валерий Батоев считает, что уровень загрязнения озера сопоставим с уровнем загрязнения северных морей, где, как говорится, еще не ступала нога человека. Незначительную степень загрязнения Байкала ученые также связали с запретами федерального законодательства на экономическую деятельность в Байкальском регионе.
Вместе с тем, полагает Валерий Батоев, Байкал остается уязвимым, и главной его угрозой является человек.
Хрен редьки не слаще
“Проблема БЦБК не в том, что он загрязняет Байкал. Пока есть БЦБК, нам нельзя развивать туризм в той мере, в какой это хотелось бы, а главное - нам нельзя продавать байкальскую воду на экспорт”, - сказал Арнольд Тулохонов, комментируя работы по завершению строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений на БЦБК. Арнольд Тулохонов отметил, что “международные стандарты” запрещают разливать и продавать бутилированную воду из поверхностного источника, если там действует производство, подобное БЦБК. “Никакое перепрофилирование не поможет, никакие очистные не решат проблему, - считает ученый. - Останется запах, а также высокие риски техногенной катастрофы”.
Байкал развращает
“Я категорически утверждаю, что развитие экономики в Бурятии необходимо, - говорит Арнольд Тулохонов. - Если у человека в холодильнике шаром покати, он не способен решать экологические проблемы. Только сытый человек способен заниматься охраной природы. У Байкала нельзя быть бедным. Тем более, что Байкал развращает. Здесь никто не хочет работать. Одна забота - поймать рыбы, продать ее, выпить. На следующее утро - по той же схеме. Не будь Байкала, люди начали бы работать. Но есть и другой вариант - развивать в Байкальском регионе экологически чистые производства на основе новейших научных достижений. Речь идет о создании модельной территории устойчивого развития, о чем мы говорим уже более 15 лет”.
Загадочный поезд
Одними из самых интересных итогов научной экспедиции “Миры” на Байкале” обещают стать исследования дна озера на предмет исторических артефактов. У членов экспедиции имеется подробное описание с указанием примерных координат того, что может хранить в себе Байкал. Это затонувшие суда, обозы, прочая техника, уходившая под лед в разные годы преимущественно по так называемой ледовой дороге. Не исключено, что ученые прольют свет “на золото Колчака”, затонувшее в озере. По словам Арнольда Тулохонова, рабочий материал для этой едва ли не самой интригующей части экспедиции готовил кандидат исторических наук Алексей Тиваненко, автор ряда любопытных научных публикаций и открытий. “Он принес нам фотографию, датированную 1922 годом, на которой изображен один из высших руководителей молодого российского государства в окружении еще нескольких высокопоставленных чиновников. Они стояли у оборвавшихся рельс кругобайкальской железной дороги и смотрели в сторону Байкала, куда, по некоторым данным, ушел под воду секретный поезд. Что было в этом поезде, до сих пор неизвестно. Фотография подлинная. Алексей Тиваненко, большой знаток истории Бурятии, будет показывать гидронавтам, куда спускаться в поисках артефактов”.