Российские глубоководные аппараты не будут участвовать в ликвидации ЧП в Мексиканском заливе
Компания BP согласилась на помощь российских специалистов в ликвидации последствий аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе. Представитель British Petroleum уже связался с капитаном научного судна «Мир-1» Анатолием Сагалевичем, и ведет переговоры о том, чтобы глубоководные суда перевезли в Мексиканский залив. Но теперь возникла проблема с доставкой аппаратов в США.
Как ранее сообщал ER.RU, впервые с идеей о том, что «Миры»
необходимо подключить к ликвидации аварии в Мексиканском заливе,
выступил знаменитый создатель «Титаника» и «Аватара», кинорежиссер
Джеймс Кэмерон. Поскольку он неплохо знаком с работой «Миров» по
съемкам, он обратился в Институт океанологии им. Ширшова РАН,
которой принадлежат глубоководные аппараты, около месяца назад. Он
старался пролоббировать участие «Миров» в ликвидации аварии в
Мексиканском заливе. Как рассказал в интервью ER.RU заведующий
лабораторией Института океанологии им. Ширшова РАН Анатолий
Сагалевич, у «Миров» есть реальные шансы помочь в ликвидации
аварии.
«Нужна специальная методика заливки скважин, это сложный вопрос, -
заявил ER.RU Сагалевич. - Дело в том, что ни у кого, кроме нас, нет
большого опыта работы на такой большой глубине, ведь скважина в
Мексиканском заливе располагается на глубине 1,5 тыс метров, в то
время как обычно подобные платформа устанавливают на глубине
200-300 метров».
У «Миров» действительно есть опыт погружения на такие глубины.
Научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале», стартовав
на в 2008 году, и в течение нескольких летних месяцев не только
исследовали озеро в поисках новых видов флоры и фауны, но и
опустились в самое глубокое место Байкала. Оно расположено в
центральной части озера, около острова Ольхон, где глубина
составляет более 1,5 тыс метров.
В институте прошла специальная телевизионно-телефонная конференция,
на которой обсуждался этот вопрос, но руководство BP категорически
отвергло данную идею. В институте не исключили, что у вопроса может
быть и политическая подоплека. «Отказ BP можно рассматриваться
двояко, возможно это и политическая мотивация, - уверен Сагалевич.
- Потому что в таком случае русские аппараты будут находиться у
самых границ Америки. Если мы там что-то сделаем, и сделаем это
успешно, то для американцев это будет шоком».
Однако через некоторое время руководство BP изменило свое решение.
В понедельник, 7 июня, стало известно, что представитель British
Petroleum уже связался с Сагалевичем, который подтвердил, что
переговоры, действительно, ведутся. Но сейчас возникла другая
проблема – плотный график загрузки «Миров» и невозможность
доставить их в Мексиканский залив. Как сообщил РИА Новости
представитель фонда, в настоящее время «Миры» имеют плотный график
работы, оборудование, необходимое для экспедиции на Байкале, уже
отправлено в Иркутск, в ближайшее время туда вылетит
техперсонал.
«Так что, скорее всего, маловероятно, что «Миры» смогут принять
участие в ликвидации последствий катастрофы в Мексиканском заливе»,
- сказал собеседник агентства.
По его словам, также большой сложностью в этом вопросе станет и то,
что «Миры» могут работать только с определенным
кораблем-носителем.
«Судно-носитель сейчас находится на Байкале, а основное
судно-носитель «Миров», «Академик Мстислав Келдыш», находится на
ремонте в Германии», - сказал представитель фонда, добавив, что в
любом случае, для участия «Миров» в ликвидации нефтяного пятна в
Мексиканском заливе требуется решение на правительственном
уровне.
На данный момент скважина на дне Мексиканского залива хоть и заглушена, но нефть все еще попадает в океанскую воду. 3 июня, поздно вечером инженерам компании BP удалось с помощью подводных аппаратов установить на обрезанное ранее основание трубы скважины купол, с помощью которого удается захватывать нефть в объеме 1 тыс баррелей в сутки и частично откачивать ее по трубопроводу в контейнеры танкера Таким образом большая часть нефти продолжает пока поступать в воду, поскольку весь разлив оценивается сейчас в 19 тыс баррелей в сутки. Как поясняют в компании, проблема может заключаться в образовании внутри установленного купола гидратов - кристаллов метана, которые затрудняют попадание нефти в трубопровод. За субботу, 5 июня, было откачано уже 6077 баррелей, то есть всего треть того объема, что попадает в океан ежедневно.
Нефть, разлившаяся в результате происшествия на буровой платформе, уже достигла побережья штата Флорида. Нефть на пляжах означает серьезный экономический удар по местному туризму, который приносит Флориде около 60 млрд долларов ежегодно. В штате уже происходят отмены туров, и ресторанный бизнес немного спал. Власти США также закрывают для рыболовства новые зоны Мексиканского залива.
Авария на платформе уже обошлась нефтяникам более чем в 80 млн
долларов. Известно, что в июне компания BP совершит второй платеж в
счет компенсаций за ущерб от разлива нефти в Мексиканском заливе. С
учетом этих компенсаций BP оценивает общую сумму выплат в связи с
разливом нефти примерно в 84 миллиона долларов. Компенсация
предназначена как для бизнеса, так и для физических лиц. Около 14
тысяч предприятий и физических лиц в штатах Луизиана, Миссисипи,
Алабама и Флорида получили авансовые платежи на потери в бизнесе в
связи с разливом нефти.
Напомним, что управляемая BP нефтяная платформа Deepwater Horizon
затонула у побережья штата Луизиана 22 апреля после 36-часового
пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. Утечка нефти уже
нанесла ущерб штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи и грозит региону
экологической катастрофой. Компания ВР предприняла ряд
безрезультатных попыток перекрыть аварийную скважину.
По оценкам правительства США, ежедневно в океан попадает до 19 тысячей баррелей нефти. Инцидент в Мексиканском заливе стал крупнейшим аварийным разливом нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из севшего на мель судна вылилось около 260 тысяч баррелей нефти.