Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

Единый российский портал: «Мир» Америке не поможет

08.06.2010

Российские глубоководные аппараты не будут участвовать в ликвидации ЧП в Мексиканском заливе

Компания BP согласилась на помощь российских специалистов в ликвидации последствий аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе. Представитель British Petroleum уже связался с капитаном научного судна «Мир-1» Анатолием Сагалевичем, и ведет переговоры о том, чтобы глубоководные суда перевезли в Мексиканский залив. Но теперь возникла проблема с доставкой аппаратов в США.

Как ранее сообщал ER.RU, впервые с идеей о том, что «Миры» необходимо подключить к ликвидации аварии в Мексиканском заливе, выступил знаменитый создатель «Титаника» и «Аватара», кинорежиссер Джеймс Кэмерон. Поскольку он неплохо знаком с работой «Миров» по съемкам, он обратился в Институт океанологии им. Ширшова РАН, которой принадлежат глубоководные аппараты, около месяца назад. Он старался пролоббировать участие «Миров» в ликвидации аварии в Мексиканском заливе. Как рассказал в интервью ER.RU заведующий лабораторией Института океанологии им. Ширшова РАН Анатолий Сагалевич, у «Миров» есть реальные шансы помочь в ликвидации аварии.
«Нужна специальная методика заливки скважин, это сложный вопрос, - заявил ER.RU Сагалевич. - Дело в том, что ни у кого, кроме нас, нет большого опыта работы на такой большой глубине, ведь скважина в Мексиканском заливе располагается на глубине 1,5 тыс метров, в то время как обычно подобные платформа устанавливают на глубине 200-300 метров».


У «Миров» действительно есть опыт погружения на такие глубины. Научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале», стартовав на в 2008 году, и в течение нескольких летних месяцев не только исследовали озеро в поисках новых видов флоры и фауны, но и опустились в самое глубокое место Байкала. Оно расположено в центральной части озера, около острова Ольхон, где глубина составляет более 1,5 тыс метров.


В институте прошла специальная телевизионно-телефонная конференция, на которой обсуждался этот вопрос, но руководство BP категорически отвергло данную идею. В институте не исключили, что у вопроса может быть и политическая подоплека. «Отказ BP можно рассматриваться двояко, возможно это и политическая мотивация, - уверен Сагалевич. - Потому что в таком случае русские аппараты будут находиться у самых границ Америки. Если мы там что-то сделаем, и сделаем это успешно, то для американцев это будет шоком».
Однако через некоторое время руководство BP изменило свое решение. В понедельник, 7 июня, стало известно, что представитель British Petroleum уже связался с Сагалевичем, который подтвердил, что переговоры, действительно, ведутся. Но сейчас возникла другая проблема – плотный график загрузки «Миров» и невозможность доставить их в Мексиканский залив. Как сообщил РИА Новости представитель фонда, в настоящее время «Миры» имеют плотный график работы, оборудование, необходимое для экспедиции на Байкале, уже отправлено в Иркутск, в ближайшее время туда вылетит техперсонал.


«Так что, скорее всего, маловероятно, что «Миры» смогут принять участие в ликвидации последствий катастрофы в Мексиканском заливе», - сказал собеседник агентства.
По его словам, также большой сложностью в этом вопросе станет и то, что «Миры» могут работать только с определенным кораблем-носителем.


«Судно-носитель сейчас находится на Байкале, а основное судно-носитель «Миров», «Академик Мстислав Келдыш», находится на ремонте в Германии», - сказал представитель фонда, добавив, что в любом случае, для участия «Миров» в ликвидации нефтяного пятна в Мексиканском заливе требуется решение на правительственном уровне.

На данный момент скважина на дне Мексиканского залива хоть и заглушена, но нефть все еще попадает в океанскую воду. 3 июня, поздно вечером инженерам компании BP удалось с помощью подводных аппаратов установить на обрезанное ранее основание трубы скважины купол, с помощью которого удается захватывать нефть в объеме 1 тыс баррелей в сутки и частично откачивать ее по трубопроводу в контейнеры танкера Таким образом большая часть нефти продолжает пока поступать в воду, поскольку весь разлив оценивается сейчас в 19 тыс баррелей в сутки. Как поясняют в компании, проблема может заключаться в образовании внутри установленного купола гидратов - кристаллов метана, которые затрудняют попадание нефти в трубопровод. За субботу, 5 июня, было откачано уже 6077 баррелей, то есть всего треть того объема, что попадает в океан ежедневно.

Нефть, разлившаяся в результате происшествия на буровой платформе, уже достигла побережья штата Флорида. Нефть на пляжах означает серьезный экономический удар по местному туризму, который приносит Флориде около 60 млрд долларов ежегодно. В штате уже происходят отмены туров, и ресторанный бизнес немного спал. Власти США также закрывают для рыболовства новые зоны Мексиканского залива.


Авария на платформе уже обошлась нефтяникам более чем в 80 млн долларов. Известно, что в июне компания BP совершит второй платеж в счет компенсаций за ущерб от разлива нефти в Мексиканском заливе. С учетом этих компенсаций BP оценивает общую сумму выплат в связи с разливом нефти примерно в 84 миллиона долларов. Компенсация предназначена как для бизнеса, так и для физических лиц. Около 14 тысяч предприятий и физических лиц в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама и Флорида получили авансовые платежи на потери в бизнесе в связи с разливом нефти.


Напомним, что управляемая BP нефтяная платформа Deepwater Horizon затонула у побережья штата Луизиана 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. Утечка нефти уже нанесла ущерб штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи и грозит региону экологической катастрофой. Компания ВР предприняла ряд безрезультатных попыток перекрыть аварийную скважину.

По оценкам правительства США, ежедневно в океан попадает до 19 тысячей баррелей нефти. Инцидент в Мексиканском заливе стал крупнейшим аварийным разливом нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из севшего на мель судна вылилось около 260 тысяч баррелей нефти.