Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

ИНТЕРФАКС: Байкал проверяют с воздуха

14.07.2013

Швейцарско-российская экспедиция «ТрансЕвразийский перелет Леман – Байкал», в рамках которой акватория озер обследуется с помощью дельталетов, приступила к изучению Байкала.
«ТрансЕвразийский перелет» логически вытекает из «Миров» на Байкале» 2008-2010 годов. Идею продолжить исследования, начатые глубоководными обитаемыми аппаратами, с помощью сверхлегкой авиации предложил исследователь и путешественник Франсуа Бернар.
«В советское время, когда наука финансировалась в достаточно большом объеме, для мониторинга состояния окружающей среды с воздуха использовались самолеты и вертолеты, - пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук. - Сейчас полет этих летательных аппаратов стоит достаточно дорого, и вот уже более 20 лет с воздуха земную поверхность исследуют только в критических случаях - когда необходимо оценить пожароопасность в регионе».
Между тем дельталеты позволяют поднять в воздух радиолокационную, мульти- и гиперспектральную съемочную аппаратуру и исследовать территорию не только точнее аэрокосмическая съемки, но и несопоставимо дешевле и динамичнее. Инфракрасная, термальная и гиперспектральная камера, которая собирает информацию в 250 спектральных диапазонах, позволяют сделать практически полный химический и биологический анализ поверхности воды с воздуха, а также выявить гидрофизические и гидрохимические загрязнения воздуха.
Научные методики, разработанные институтами России, Франции и Швейцарии специально для «ТрансЕвразийского перелета Леман – Байкал», уже использованы в первой части экспедиции - для мониторинга озера Леман в Швейцарии. Сейчас исследование перенесено на озеро Байкал и в дельту реки Селенга. Впоследствии с помощью отработанных технологий планируется также обследование и другие водные объекты России.
Обработанные данные изучения Байкала впоследствии будут переданы российским ученым, а также представлены в виде гиперспекртральной и термальной карт озера.
Экспедиция, рассчитанная на три года, проходит через Центральную и Восточную Европу (Швейцария, Германия, Австрия, Словакия, Польша, Эстония и Россия). Общая протяженность маршрута составляет 9000 км. На данный момент в исследовании территорий задействовано 5 дельталетов. В ближайшее время в планах организаторов экспедиции закупка шестого летательного аппарата – российского производства.
Перспективы: научные и прикладные
Артур Чилингаров, член Совфеда, Герой Советского Союза, Герой России, президент Фонда содействия сохранению озера Байкал, первый вице-президент Русского географического общества, доктор географических наук, член-корреспондент РАН: «К сожалению, возможности дельталетов недооценены. С их помощью можно провести действительно уникальные исследования, потому что дельталеты позволяют исследовать поверхность с большей, по сравнению, со спутниками, точностью».
Йозеф Аккман, научный сотрудник федерального политехнического института в Лозанне (Швейцария): «Дельталет для нас - совершенно замечательная платформа. Это очень легкий самолет, который может взлететь практически с любой поверхности, взлетно-посадочную полосу для него можно подготовить очень быстро. В то же время дельталет позволяет установить широкий спектр оборудования, не изменяя фюзеляж, как это приходится делать для вертолетов - можно просто повесить оборудование сбоку дельталета. Мы параллельно ведем работу на воде, собираем пробы воды, делаем химический, биологический анализ проб. Это гораздо более эффективно, чем традиционные методы мониторинга и открывает новые научные возможности».
Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель Попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал, председатель Попечительского совета Всероссийского общества охраны природы, доктор экономических наук, профессор: «Исследования природных территорий с помощью дельталетов могут носить не только научный, но и прикладной характер. С воздуха можно контролировать пожароопасные лесные массивы, браконьерство, черную вырубку леса, заменить дорогостоящую и трудоемкую человеческую работу по зимнему учету диких животных. Стоимость одного дельталета французского производства составляет порядка 2 млн рублей - это сопоставимо со стоимостью хорошего автомобиля. Я уверен, что многие субъекты нашей страны могут позволить себе оснастить определенные службы (пожарную службу, Росприроднадзор) 1-2 дельталетами для решения специфических проблем региона».
Арнольд Тулохонов, руководитель Научной программы экспедиции, член Научных советов ФССОБ и РГО, член Совфеда, член-корреспондент РАН: «В перспективе дельталеты планируется использовать для учета числа животных, в том числе нерп, что проблематично произвести на шумных вертолетах. Также мы планируем определить уровень вод Байкала – это необходимо для прогнозирования работы Ангарской гидростанции. Кроме того, с помощью дельталетов зимой мы сможем вычислять так называемы проталины – трещины во льду, свидетельствующие о сейсмической активности».
Михаил Красноперов, координатор экспедиции со стороны Лозанны: «Цель проекта для нас состоит в том, чтобы показать, как можно с помощью международного сотрудничества развитых стран получить необходимые интересные результаты. В данном случае речь идет о двух природных жемчужинах – одном из крупных озер Европы Лемане и достоянии всего человечества российском озере Байкале. Мы должны сохранять и оберегать их. А для этого их необходимо изучать».
Инициаторами проведения экспедиции являются Слипенчук и Почетный консул России в Лозанне (Швейцария), президент Фонда исследований озера Леман eLEMO, почетный доктор МГИМО, путешественник и полярный исследователь Фредерик Паулсен.
Организаторы экспедиции «ТрансЕвразийский перелет Леман-Байкал» - Фонд содействия сохранению озера Байкал (ФССОБ) и Фонд исследований озера Леман(eLEMO) при поддержке Русского географического общества,географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Всероссийского общества охраны природы, Группы компаний «МЕТРОПОЛЬ» и Международной биофармацевтической компании Ferring.

http://www.interfax.ru/russia/txt.asp?id=318311