Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

NashaGazeta.ch: Российские «Миры» обследуют дно Женевского озера / Des sous-marins russes vont ausculter le Léman

20.12.2010

Проект под эгидой Федеральной политехнической школы Лозанны может начаться летом 2011 года. В ходе его реализации ученые попытаются открыть тайны самого крупного озера Западной Европы в нем с бортов двух глубоководных аппаратов Института океанологии РАН им. Ширшова.

Un grand projet scientifique d’exploration du lac, supervisé par l’EPFL, est prévu pour l’été prochain. Le but: mieux comprendre le Léman et les plans d’eau douce en général pour mieux les protéger.

Идея должна была оставаться секретом для широкой публики еще несколько месяцев, однако завесу приоткрыла швейцарская методичность и открытость: в официальном источнике кантона Во, Feuille des Avis Officiels, была опубликована информация о создании Фонда для изучения вод Женевского озера. В составе ее административного совета, среди прочих, были указаны имена главы Федеральньй политехнической школы Лозанны (EPFL) Патрика Эбишера и почетного консула РФ в кантоне Во Фредерика Паулсена. Этого хватило тем, кто пристально следит за значимыми научными проектами в Швейцарии, чтобы понять: в исследованиях дна Женевского озера не обойдется без российского участия. В прошлую пятницу эта информация появилась в газетах Tribune de Genève и 24 Heures - как сказали нам в почетном консульстве, с ведома г-на Паулсена и г-на Эбишера. К сожалению, до сотрудника, отвечающего за проект в EPFL, дозвониться не удалось.

Так в чем же суть? На бортах российских «Миров» спустятся в глубь леманских вод многочисленные исследователи – из EPFL, а также из университетов Женевы, Лозанны и Невшателя. К ним намерены присоединиться и американцы из массачусетского Woods Hole Oceanographic Institute. «Это уникальная возможность вести наши исследования. Мы никогда не смогли бы в одиночку оплатить аренду двух «Миров», - пояснил один из исследователей Института Фореля при университете Женевы. 

Ученым предстоит провести анализ песчаных пород на дне озера и оценить опасность микрочастиц, загрязняющих его воды, что уже долгое время тревожит экологов. Глобальная цель их работы будет заключаться в том, чтобы понять, на примере Женевского озера, как функционируют столь крупные пресноводные природные бассейны в современных условиях, чтобы лучше защищать их. Пока что EPFL, следуя принятой здесь практике, не разглашает ни деталей намеченной научной программы, ни имен ее именитых участников.
Во время арктической экспедиции к Северному Полюсу (mvk.ru)«Мир» - это серия подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА), специализирующихся на исследовании океанов и способных погружаться на глубину до 6000 метров. Идея аппаратов и начальный проект были разработаны в Академии Наук СССР и КБ «Лазурит», а изготовила их в 1987 году финская компания Rauma Repola. Подводные аппараты «Мир-1» и «Мир-2», которые прибудут в Женеву, принадлежат к флоту Института океанологии им. П. П. Ширшова Российской Академии Наук. Установленное на них измерительное оборудование дает возможность осуществлять автоматический сбор, обработку и регистрацию данных об атмосфере, водной среде и донном грунте.

«Карманная субмарина» - так прозвали «Мир» на Западе. Аппарат прославился тем, что использовался в съемках знаменитого фильма Джеймса Камеруна «Титаник» в 1997 году, на глубине 3800 метров. С помощью «Мира» было создано и еще несколько художественных и научно-популярных фильмов, благодаря которым люди увидели жизнь океанических глубин. С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» было проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять - по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». В 2000 году именно этот аппарат позволил установить причину трагедии атомного подводного крейсера и разработать комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварии и подъему «Курска».

ГОА "Мир" на Байкале (Synews)В 2007 году два российских «Мира» погрузились в воды Северного ледовитого океана на глубину 4261 метр. Их экипажи взяли пробы грунта и животного мира с целью изучить жизнь в этом недоступном уголке земли и установили в точке Северного Полюса в Северном ледовитом океане флаг России. Вы хотите знать, кто были пассажирами этих уникальных подводных аппаратов? На борту «Мира-1» находились специальный представитель президента РФ по вопросам Третьего Международного полярного года Артур Чилингаров, пилот Анатолий Сагалевич и депутат Госдумы РФ Владимир Груздев. В последовавшем за ним через 30 минут аппарате «Мир-2» были пилот Евгений Черняев, австралиец Майкл Макдауэл и Председатель правления Международного центра «Ферринг» Фредерик Паулсен (об этой экспедиции мы также писали).
А премьер-министр России Владимир Путин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном аппарате «Мир» 1 августа 2009 года.

Экипаж «Мира» состоит из трех человек - пилота, инженера и ученого-наблюдателя. Аппарат  может находиться под водой 72 часа – таков запас кислорода в его капсуле, а резерв энергообеспечения почти вдвое больше (к тому же,  к нему могут устанавливаться дополнительные электродвигатели как запасной вариант в случае отказа гидравлического оборудования). Для работы в арктических условиях в нем применялся антфриз в системе балластировки и гидравлики, а гидроакустические маяки устанавливались не на водном дне – как это будет делаться при работе на Женевском озере, а «подвешенными» на льдах. ГОА относительно невелики по размеру: длина составляет 7,8 метров, ширина корпуса – 3,8 метров, высота – 3 метра, а вес - 18,6 тонн.

Швейцарская субмарина Жака Пикара (архив TdG)Женевское озеро – крупнейший водный резервуар Западной Европы и при этом самый хорошо изученный, однако подводный мир никогда нельзя познать до конца... Даже название науки об озерных водах – лимнология – происходит от его имени, во французском варианте озеро зовется Леманским. Подводная лодка уже тревожила воды Женевского озера: в 2005 годов году исследователь-океанолог Жак Пикар (он скончался в 2008 году), отец знаменитого швейцарского пилота и авиаконструктора Бертрана Пикара, создал модель научной субмарины F-A Forel. Но подводное детище Пикара было вынуждено «уйти в отставку», причина – недостаток финансирования. Сейчас оно находится в неплохом состоянии, и хранитель его, Жан-Франсуа Рубен, предлагает потенциальному спонсору, «который готов внести 600 тысяч франков на приведение подводной лодки в рабочее состояние, занять на ней почетное место при первом погружении».