Пресс-центр

Пресса

Аргументы и Факты - Иркутск: Этим летом «МИРЫ» будут изучать Женевское озеро

16.05.2011

Российские глубоководные обитаемые аппараты «МИР-1» и «МИР-2», в течение трех лет исследовавшие озеро Байкал, летом 2011 года будут изучать Женевское озеро.

«На 2011 год программа «МИРов» запланирована на Женевском озере. Мы планируем совместные погружения для его исследования. Это будет научно-популярная экспедиция», - цитируют РИА НОВОСТИ председателя попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаила Слипенчука.

Первые погружения пройдут уже в середине июня. Закончится экспедиция в середине августа. По словам Героя России Анатолия Сагалевича, который возглавляет эту экспедицию, в ее составе 20 российских ученых и специалистов: «Практически весь состав нашей лаборатории будет задействован в изысканиях на Женевском озере. Уже на месте к ним присоединятся исследователи из Швейцарии, Франции и США. Так что экспедиция будет международная».

Исследовать Женевское озеро будут по разным направлениям науки: геологии, гидрологии, геохимии и микробиологии. Участники экспедиции подчеркнули, что Женевское озеро, глубина которого достигает 300 метров, прежде так тщательно еще не изучалось.

«Я не исключаю, что в ходе исследований нас ждут неожиданные открытия, как это было, к примеру, на Байкале. Ведь любой водоем, который находится даже внутри континента, представляет собой маленький «океан», всегда таящий много неизведанного», - рассказал Анатолий Сагалевич, который уже погружался на дно Женевского озера в 1983 году вместе со своим коллегой, знаменитым швейцарским океанологом Жаком Пикаром.

Женевское озеро – самое большое озеро Альп и второе по величине пресноводное озеро Центральной Европы. Водоем лежит в пойме реки Рона, на границе Швейцарии и Франции, и имеет форму полумесяца. Изгиб естественным образом делит Женевское озеро на Большое и Малое озёра. На северном его берегу расположено множество фешенебельных курортов. Также в этих краях высится Шильонский замок, воспетый лордом Байроном в одноимённой поэме.

Напомним, научно-исследовательская экспедиция «МИРы на Байкале» проходила с 2008 по 2010 год. Ученые погружались в воды Священного озера на глубоководных аппаратах «МИР 1» и «МИР 2», чтобы исследовать экосистему, животный и растительный мир и тектонические процессы на дне древнейшего на планете озера.

В результате экспедиции исследователи сделали ряд научных открытий. Кроме того, ученым удалось приблизиться к разгадке одной из исторических тайн времен Гражданской войны. Во время одного из погружений в 2009 году в районе Кругобайкальской железной дороги исследователи обнаружили фрагменты вагона и ящики с патронами. По версии специалистов, это часть поезда, на котором адмирал Колчак вывозил из России золото империи.

В 2010 году в ходе заключительных погружений в этом же районе ученые нашли предметы, внешне напоминающие золотые слитки. Однако поднять обнаруженные фрагменты на поверхность не удалось.