Коллективный член Русского географического общества










«Байкальский диалог»

2012

Природоохранное законодательство

Нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды на Байкальской природной территории

Основным документом, определяющим цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период, является Экологическая доктрина Российской Федерации. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии в соответствии с указанным документом должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Неслучайно, например правовое регулирование вопросов землепользования фактически повсеместно имеет как природопользовательский и экологический аспекты, так и социально-экономическую значимость для всех и каждого.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. целью экологической политики является значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Таким образом, экологическая политика направлена на развитие экономики в интересах всего общества при соблюдении права каждого на благоприятную окружающую среду. В этой связи право должно рассматриваться в качестве самостоятельного направления государственной политики в области экологии без преуменьшения его действительной роли, обеспечивающей реализацию общего экологического интереса всех граждан страны.

Государственная политика экологична лишь в той мере, в какой это диктуется общественными интересами. Как указано в Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 года, здоровье нации, ее будущие успехи прямо зависят от того, какое природное наследие мы оставим детям. В этой связи, учитывая уникальность и богатство природы Республики Бурятия, ее состояние сегодня трудно назвать абсолютно благоприятным. Очевидно, что решать эту проблему можно, лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере.

Конституция Республики Бурятия определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Бурятия как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Бурятия.

Около 60% территории Республики Бурятия входит в Байкальскую природную территорию - единственный регион в России, где природоохранная деятельность регулируется федеральным законом . Кроме того, озерная котловина и прилегающая прибрежная часть под гарантию Правительства Российской Федерации включена в список Участков мирового природного наследия. На этой же территории реализуется подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории» как составная часть федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 № 847.

Исходя из этого, а также особой значимости проблемы сохранения озера Байкал особо следует выделить нормативно-правовые акты, устанавливающие режим защиты уникального водоема. Здесь базовым документом выступает Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», в котором одновременно определяются и некоторые особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Так, указанным законом запрещаются сплошные рубки и перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий.

В развитие Федерального закона «Об охране озера Байкал» приняты:

Закон Республики Бурятия от 25.11.2005 № 1348-III «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия»;

Закон Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия»

Закон Республики Бурятия от 9 марта 2010 года N 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия»

Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 № 2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 (ред. от 13.01.2010) «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 67 «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон»;

Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 июля 2009 г. № 301 «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории»;

Приказ МПР РФ от 25.04.2007 № 114 (ред. от 11.08.2011) «О Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал».

В Государственном докладе «О состоянии и охране окружающей среды Республики Бурятия в 2011 году» указывается, что Народным Хуралом Республики Бурятия, Президентом и Правительством Республики Бурятия, Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, иными природоохранными органами проведена необходимая и системная работа по обеспечению правового регулированию в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В частности, в 2011 году принято (издано) 16 Законов Республики Бурятия, 14 указов Президента Республики Бурятия, 48 Постановлений Правительства Республики Бурятия, 6 распоряжений Правительства Республики Бурятия, 17 приказов Министерства природных ресурсов Республики Бурятия и иных природоохранных ведомств.

Указанные и иные нормативные правовые акты Республики Бурятия всецело направлены на обеспечение качественного и стабильного функционирования природоохранного законодательства, способствующего укреплению неразрывного единства здоровья, социального и экологического благополучия населения Республики Бурятия.

В частности, приняты Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 1993-IV в редакции от 15.11.2011 «Об охране атмосферного воздуха», в котором закладывает основы регионального компонента регулирования отношений, возникающие в области охраны атмосферного воздуха как жизненно важного компонента окружающей среды. Он всецело направлен на обеспечение прав граждан, проживающих на территории Республики Бурятия, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Вместе с тем данный Закон Республики Бурятия предусматривает и во много уникальные инструменты регулирования, как например процедуры предоставления данных о фоновой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, сводных расчетов загрязнения атмосферы территории населенных пунктов, сводных томов «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы».

В целях его реализации Правительством Республики Бурятия уже принято постановление Правительства РБ от 06.12.2011 №643 «Об утверждении Порядка осуществления общественного контроля за охраной атмосферного воздуха в Республике Бурятия», стимулирующее общественность к участию в деятельности по охране атмосферного воздуха.

Такое же существенное значение имеет Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 № 1997-IV «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия», целью которого является правовое регулирование отношений в сфере охраны, использования, содержания и воспроизводства зеленых насаждений на территории населенных пунктов Республики Бурятия, обеспечивающих создание благоприятной окружающей среды для населения. Реализации данного законодательного акта способствует проведенная Правительством Республики Бурятия при принятии постановления Правительства Республики Бурятия от 22.12.2011 № 689 «Об утверждении Порядка и нормативов исчисления компенсационной стоимости зеленых насаждений и объектов озеленения на территории населенных пунктов Республики Бурятия».

Из наиболее значимых актов Президента Республики Бурятия следует выделить:

1) Указ Президента Республики Бурятия от 07.10.2011 N 232 «О введении на территории Республики Бурятия режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера»;

2) Указ Президента Республики Бурятия от 29.07.2011 N 194 «Об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в Республике Бурятия на период до 1 августа 2012 года»;

3) Указ Президента Республики Бурятия от 22.04.2011 N 86 «О передаче отдельных функций Министерства природных ресурсов Республики Бурятия и Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования Республиканскому агентству лесного хозяйства»;

4) Указ Президента Республики Бурятия от 19.04.2011 N 84 «О дополнительных требованиях по обеспечению пожарной безопасности в лесах». Каждый из них направлен не только на совершенствование процессов эффективного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, но и в значительной степени решает вопросы здоровья населения, его безопасности.